Источник: Госкомстат РФ
Регион не богат уникальными полезными ископаемыми, на территории встречаются бурый уголь, различные глины и пески, известняк, мел, фосфориты. Промышленность строительных материалов на основе добываемых ископаемых составляет 7.4% от объема всего промышленного производства области.
Ведущими отраслями промышленности Калужской области являются машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность и деревообрабатывающая промышленность (рис. 3.1).
Рисунок 2.1. Отраслевая структура промышленного производства в 2003 г.
В результате успешного экономического развития региона в 2000-2003 годах произошло значительное (в 4 раза) увеличение налоговых доходов бюджета.
За 2004 год налоговые доходы бюджета области, скорректированные на инфляционные процессы, возросли на 28%.
Налоговые доходы составили 40% всех доходов области в 2003 году, в 2004 - 50%. При этом доля налога на прибыль (доход) по итогам 2003 года составила 59% всех налоговых доходов, по итогам 2004 года – 65%.
Характерно, что доля налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в 2003-2004 годах превышает 40% всех налоговых доходов. Такая тенденция – увеличить собираемость налогов с физических лиц, одновременно предоставляя предприятиям льготы по налогу на прибыль при инвестировании, – поддерживается российским правительством.
В то же время Калужская область остается дотационным регионом. Собственные доходы регионального бюджета варьируются от 40 до 60% от общих доходов, а доля трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) в доходах областного бюджета в 2000-2003 годах составляла 30-50% при нормативе в 40%. По итогам 2003 года доля трансфертов составила 32.8%.
В Приложении 4 приведена таблица, иллюстрирующая динамику поступления налоговых доходов в областной бюджет в 2003-2005 гг.
Можно сказать, что в 2004 году план по налоговым доходам был выполнен на 100,8 %, темп роста планируемых налоговых поступлений относительно 2003 года составил 17,5 %. В 2005 году ожидается выполнение плана по налоговым доходам на уровне 103,7 %.
Несмотря на то, что в 2004 году план по налогу на прибыль не был выполнен (96,6 % по сравнению с запланированным), в 2005 году ожидается значительное увеличение поступлений данного налога. Выполнение плана по налогу на прибыль составит примерно 112,7 %.
На протяжении 2003-2005 годов план по налогу на доходы физических лиц стабильно выполнялся на уровне 102-102,5 %. В натуральном выражении план сбора данного налога увеличился в 2005 году по сравнению с 2003 более чем в 2 раза.
В 2004 году план по акцизам был выполнен на 102% , однако в 2005 ожидается снижение поступлений по данному налогу и выполнение плана на уровне 86,3%.
Поступления по налогу на имущество организаций на протяжении рассматриваемого периода неуклонно возрастают. План сборов данного налога выполнен на 103,1 % в 2003 году, на 104% - в 2004 г., на 108,6% - в 2005 г. (прогноз).
По налогам за пользование природными ресурсами план в 2004 году был выполнен на 110,9 %, в 2005 году ожидаемое выполнение плана – 100 %.
Региональная налоговая политика осуществляется с учетом проводимой налоговой реформы и реформы межбюджетных отношений. Дальнейшее снижение налоговой нагрузки должно компенсироваться увеличением налогооблагаемой базы. В связи с этим предполагается продолжить взаимовыгодное сотрудничество с вертикально интегрированными компаниями: будут создаваться условия, стимулирующие уплату ими налогов на территории области.
Правительством Калужской области в 2002 году была принята программа реформирования региональных финансов, цель которой - заинтересовать муниципальные образования в увеличении собственного экономического и налогового потенциалов. В результате предполагалось устранить диспропорцию территориального развития муниципальных образований и сократить дефицит регионального бюджета и его зависимость от федеральных субсидий.
Можно констатировать, что финансовое управление в Калужской области находится на высоком уровне, о чем свидетельствуют результаты исполнения регионального бюджета, сокращение долговой нагрузки и ликвидация просроченной задолженности, принятие программ, оптимизирующих отношения с муниципальными образованиями.
Другое по теме:
Содержание, задачи и
значение бюджетного контроля
Контроль, будучи, одной из форм управленческого цикла, представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых и принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия ...
Существо проблемы финансовой безопасности государства
Финансовая безопасность государства - основное условие его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. В общем и целом, по нашему мнению, финансовая безопасность государства состоит в способности его органов: обеспечив ...
Перспективы развития налогообложения имущества
В ходе проводимой налоговой реформы отменены некоторые виды налогов и сборов и существенно трансформированы сохраняющиеся налоги. Определенные изменения произошли и в системе имущественного налогообложения организаций. Концепция имущественных налогов предусматривает постепенный переход к налогообло ...