В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых у нас в стране.
Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определены подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут[38]:
· учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;
· перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;
· децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;
· необходимость разработки специальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.
В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.
Одна из главных целей региональной экономической политики – обеспечение достойного уровня благосостояния населения в регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства общества. Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-экономических возможностей области, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей данного региона.
Стратегические задачи развития российских регионов сводятся к следующим:
1. Реконструкция экономики и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации.
2. Преодоление кризисного состояния АПК, возрождение малых городов и сел, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной; производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.
3. Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в области, формирование технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.
4. Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем – транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.
Государственная поддержка инвестиционной и инновационной деятельности также осуществляется в форме субсидирования процентных ставок и предоставления инвестиционных налоговых кредитов[39].
Таблица 3.5
Индекс объема инвестиций в основной капитал, % к предыдущему периоду
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | |
РФ |
117,4 |
110,0 |
102,6 |
112,5 |
110,2 |
ЦФО |
113,5 |
97,9 |
100,7 |
107,0 |
109,3 |
Источник: Госкомстат РФ
Например, индекс прироста инвестиций в основной капитал предприятий Калужской области (табл. 3.6) был сравнительно высоким в 2000-2001 годах. В 2005 году прирост общего объема инвестиций в основной капитал предположительно составит не менее 5% к 2004 году, при этом рост капитальных вложений предусматривается как в социальную сферу, так и в реальный сектор экономики.
Таблица 3.6
Распределение инвестиций в основной капитал в Калужской области, % от общего объема
Год |
Собственные средства |
Привлеченные средства |
Из них | |||
Кредиты банков |
Бюджетные средства |
Из них | ||||
Федеральный бюджет |
Регион. бюджет | |||||
2000 |
30,4 |
69,6 |
2,0 |
26,4 |
18,8 |
6,0 |
2001 |
31,7 |
68,3 |
7,0 |
23,0 |
17,0 |
4,5 |
2002 |
36,1 |
63,9 |
3,4 |
19,7 |
13,8 |
3,7 |
2003 |
41,2 |
58,8 |
3,8 |
22,7 |
14,0 |
8,7 |
2004 |
45,8 |
54,2 |
4,3 |
22,9 |
12,1 |
10,8 |
Другое по теме:
Разработка мероприятий по
улучшению управления денежными потоками предприятия
Управление денежными потоками играет значительную роль в стратегическом развитии предприятия и сказывается на формировании конечного результата его финансовой деятельности, поскольку: – эффективно организованные денежные потоки являются важнейшим условием "финансового здоровья" и достижен ...
Сущность и механизмы формирования дефицита государственного бюджета
Главный признак эффективной государственной бюджетной политики - устойчивый экономический рост. Однако, экономический рост не всегда несовместим со сбалансированными статьями бюджета по его расходам и доходам. Сбалансированный бюджет отнимает у налога роль стабилизатора экономики (уменьшение налого ...
Бюджетные полномочия федеральных и региональных органов государственной
власти и органов местного самоуправления
Федеральные органы государственной власти в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия: · установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отн ...