Перспективы увеличения налоговых доходов бюджета

Финансовая информация » Налоги как финансовая категория, значение налогов в доходах государства » Перспективы увеличения налоговых доходов бюджета

Страница 2

Источник: Госкомстат РФ

Можно выделить две тенденции в инвестиционном процессе (табл. 3.6):

· уверенно повышается доля собственных средств предприятий, инвестируемых в основной капитал;

· снижается доля средств, привлекаемых из федерального и регионального бюджетов.

Современное развитие экономических отношений предполагает обеспечение эффективности хозяйственного оборота и экономической безопасности общества. Публичная власть, создавая условия для занятия предпринимательской деятельностью, вправе рассчитывать на то, что субъекты будут осуществлять ее в рамках, очерченных законом, т.е. добросовестно исполнять налоговые обязанности, предоставлять достоверную информацию об учредителях, месте нахождения и т.д. Не случайно в настоящее время все чаще делается акцент на необходимость осознания предпринимателями своей социальной ответственности. Одним из условий социальной ответственности предпринимателя является соблюдение им налогового законодательства.

Несовершенство федерального законодательства и региональных законов является одним из факторов на пути развития экономики и предпринимательства. Налоговая система РФ долгое время (в течение 1990-х гг.) являлась фактором, сдерживающим экономическое развитие страны.

В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления налоговой политики[40]:

· создание стабильной и ясной налоговой системы;

· формирование стимулов к повышению собираемости налогов;

· создание благоприятных условий для повышения эффективности производства;

· укрепление доходной части бюджета.

Основная цель налоговой политики – постоянный поиск путей увеличения налоговых доходов государства.

Поэтому весь смысл проводимой налоговой реформы (согласно Налоговому Кодексу РФ) можно свести к нескольким основным позициям:

1. Снижение налоговой нагрузки.

2. Сокращение числа налогов.

3. Уменьшение количества и упорядочение налоговых льгот[41].

Обсуждалась возможность снижения ставки налога на прибыль до 20% с 1 января 2006 года. По этому поводу среди экономистов возникают жаркие дискуссии. Например, глава департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития России Андрей Клепач отметил, что такое снижение может привести к выпадению доходов бюджета в 2006 году в размере 140 млрд. рублей. При этом Клепач подчеркнул, что выгоду от такого снижения получают только рентабельные и высокодоходные отрасли, которые и сейчас находятся в благополучном положении. Он также заметил, что если снизить ставку налога на прибыль, то существенные средства могут потерять территориальные бюджеты, а этого нельзя допустить, так как на них сейчас лежит значительная нагрузка. Из 24% налога на прибыль федеральная ставка составляет только 6,5%.

В Калужской области с 1 января 2006 года ставка налога на прибыль организаций, установленная абзацем третьим пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации, понижается до 13,5 процентов для организаций, вложивших в 2006 году инвестиции в сфере сельскохозяйственного производства[42]. Эта мера реализовалась и в предыдущие года, что позволило увеличить инвестиции в сельскохозяйственном производстве, с 5,5 млн. руб. в 2004 году.

В настоящее время обсуждаются предложения снижения ставки НДС до 18%. По мнению руководителя Экономической Экспертной группы ФНС, Евсея Гурвича, предложение снизить ставки НДС не учитывает реальных экономических механизмов налоговой системы. Это объясняется том, что фактически бремя НДС лежит на населении, т.к. в случае снижения ставки налога, производитель, чтобы не терять прибыль, сможет увеличить цену. Результатом снижения НДС будет увеличение спроса населения, который уже сейчас не обеспечен товарными ресурсами, что приводит к ускорению инфляции. При этом не увеличатся ни инвестиционные ресурсы предприятий, ни стимулы для инвестиций: они формируются так называемыми прямыми налогами, в первую очередь налогом на прибыль.

«Идея о снижении НДС, на мой взгляд, является формой популизма по отношению к бизнесу, хотя бизнес мало выиграет от данной меры. В итоге возрастет инфляция и относительно безобидный НДС мы заменим самым жестким "инфляционным налогом", который сокращает накопления предприятий и снижает инвестиции», - говорит Гурвич[43].

Укрепление доходной базы государства достигается во всем мире в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых налогов, изменения налоговой базы, изменения соотношения разных видов налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением. Однако поспешное снижение налогов неизменно приводит к печальным последствиям. Например, отмена с 1 января 2004 года налога с продаж, хорошо зарекомендовавший себя в качестве источника пополнения региональных бюджетов. Вместе с тем, бремя этого налога с оборота, главным образом, розничной торговли, распределялось между продавцами и покупателями в соответствии с соотношением эластичности спроса и предложения. В этом смысле, он гораздо справедливее других налогов, отмены которых никто не требует. Не стоит также забывать, что налог с продаж вытеснил целый ряд действительно вредных региональных и местных налогов и сборов, например сборы за уборку территории.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Определение понятий «финансы коммерческих организаций», «финансовое планирование», «финансовая стратегия»
Финансы коммерческих организаций и предприятий представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и ...

Анализ показателей деловой активности предприятия
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Показатели деловой активности имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму ...

Порядок составления проекта федерального бюджета
Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Составление проекта федерального бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru