Понятие, сущность и принципы налогового регулирования

Финансовая информация » Особенности налогообложения различных групп налогоплательщиков » Понятие, сущность и принципы налогового регулирования

Страница 2

3) межотраслевые принципы права – связующее звено в системе права, обеспечивающее единство правового регулирования;

4) принципы налогового права как подотраслевые принципы –специализированная категория по отношению к финансовому праву. Она будет являться базисной для налогового права;

5) институционные принципы (налогообложение имущества, прибыли, добавленной стоимости и др.) являются конечной ячейкой так называемого исходного, основного правового регулирования. Они выступают специфической категорией по отношению к финансовому праву.[3]

В области финансового права подобной классификации принципов права уделяется незначительное внимание. Данная классификация обладает рядом достоинств и имеет право на существование, так как представляет собой классический подход в юридической науке. В то же время она условна и не всеобъемлюща, поэтому только с ее помощью невозможно выявить все качественные особенности налогообложения отдельных видов объектов. Разграничение общеправовых, отраслевых, межотраслевых, подотраслевых и институционных принципов для теоретического исследования налогообложения представляется не во всем удачным, так как подчеркивает обособленность принципов друг от друга в зависимости от сферы действия.

Специфика налогообложения обеспечивает единство содержания правовых принципов различного уровня. По сфере действия мы можем подразделить принципы на общеправовые, отраслевые, межотраслевые и институционные, но по содержанию они будут совпадать друг с другом на одном уровне, так как предопределяются особенностями налогообложения. Установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. При этом указанные принципы устанавливаются федеральным законом. Тем самым федеральному законодателю предоставляется право принятия самостоятельного решения, определяющего, допустимо ли (а если допустимо, то в каком виде и объеме) участие субъектов РФ в формировании правового содержания института общих принципов налогообложения и сборов. Г. В. Петрова не безосновательно указывает: «Закрепление в ч. 3 ст. 75 Конституции РФ положения о том, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения устанавливаются федеральным законом, означает, что эти вопросы не могут регулироваться иными видами правовых актов. Наиболее полная реализация налогово-бюджетного федерализма предполагает единство финансовых регуляторов рынка и бюджетных норм как необходимое условие сбалансированности бюджетных средств на разных уровнях».[4]

К сожалению, в Конституции РФ и иных нормативных актах не раскрывается понятие и содержание общих принципов налогообложения и сборов, для чего они устанавливаются и каково их значение. Официальное толкование данной нормы Конституции РФ осуществил Конституционный Суд РФ, отметив, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, обеспечивающим реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации. Точного и однозначного законодательного или доктринального определения общих принципов налогообложения и сборов на данный момент не существует. Но вышеуказанная позиция Конституционного Суда РФ относительно природы общих принципов налогообложения и сборов породила интересные и жизненные идеи их классификации.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Управление запасами. Нормирование. Оптимизация размера партии заказа
Специфика предприятий пищевой промышленности состоит в значительном объеме оборотных средств в составе их активов. Поэтому для предприятий этой отрасли проблемы организации и эффективность использования оборотных средств носят еще более насущный характер, чем для фондоёмких отраслей. Для пищевой пр ...

Внедрение программно-целевого метода планирования бюджета
Программно-целевой метод (статья 10 Бюджетного кодекса) – используется при финансировании отдельных государственных программ социального и экономического развития. Дает возможность выявить источники ресурсов для выполнения программ и определить эффективность этих программ. При формировании бюджета ...

Анализ использования финансовых ресурсов
Управление финансовыми ресурсами предприятия - это совокупность целенаправленных методов, операций, рычагов, приемов воздействия на разнообразные виды финансов для достижения определенного результата /4/. Финансовые ресурсы фирмы - это часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, п ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.forteg.ru