Проблемы и пути совершенствования налогообложения предприятиями малого бизнеса

Финансовая информация » Особенности налогообложения различных групп налогоплательщиков » Проблемы и пути совершенствования налогообложения предприятиями малого бизнеса

Страница 1

В Российской Федерации в настоящее время деятельность хозяйствующих субъектов малого бизнеса регулируется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Для целей снижения налогового бремени Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) предусматривает для малого и среднего бизнеса следующие преференции:

1. Возможность применения специальных налоговых режимов:

– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 26.1 НК РФ);

– упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ);

– система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК РФ);

– система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ);

– патентная система налогообложения (глава 26.5 НК РФ).

2. Субъекты малого бизнеса вправе применять общую систему налогообложения, уплачивая все законно установленные налоги и сборы с учетом следующих особенностей:

1. Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС (ст. 145 НК РФ). В соответствии со статьей 145 НК РФ от обязанностей налогоплательщика НДС могут быть освобождены организации и предприниматели с небольшими оборотами по реализации – 2 млн рублей за три последовательных календарных месяца.

2. Применение кассового метода определения доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций (ст. 273 НК РФ).

3. Особенности уплаты налога на прибыль организациями малого бизнеса (ст. 286 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 286 НК РФ организации, у которых доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, за предыдущие четыре квартала не превысили в среднем 10 млн рублей за каждый квартал (равносильное условие – за предыдущие четыре квартала доходы от реализации в сумме не превышали 40 млн рублей), имеют право уплачивать только квартальные авансовые платежи.

4. Применение индивидуальными предпринимателями профессиональных налоговых вычетов при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. В соответствии с п. 1 ст. 221, п. 1 ст. 227 НК РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, имеют право на применение профессиональных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.

Налоговые преференции не всегда являются таковыми, если речь идет об условиях их применения.

Например, освобождение от НДС является сомнительным преимуществом, а ограничения по выручке в значительной степени устарели и не соответствуют требованиям современной экономики.

В России по данным Торгово-Промышленной Палаты РФ, компании и предприниматели, занимающиеся инновационной деятельностью, имеют средние показатели по выручке от 60 до 200 млн. рублей ежегодно. Такие показатели исключают возможность применения инновационными компаниями налоговых преимуществ, предусмотренных для малого бизнеса.[16]

Практика использования специальных налоговых режимов для целей незаконной налоговой оптимизации, и, как следствие, получения необоснованной налоговой выгоды, заставляет законодателей применять меры дополнительного контроля:

– с 1 января 2012 года введены новые правила контроля трансфертных цен, в соответствии с которыми в особую зону риска попадают сделки с компаниями, применяющими специальные налоговые режимы;

– с 1 января 2014 года в соответствии со ст. 169 НК РФ посредники, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления или получения счетов-фактур обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. С 1 января 2015 года в соответствии с п. 5.2 ст. 174 НК РФ журнал учета необходимо будет представлять в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

В условиях бюджетного дефицита сохраняется приоритетное направление налоговой политики по обеспечению финансовой устойчивости в средне- и долгосрочном периоде, сочетанию преодоления последствий кризиса с созданием оптимальных условий для ускорения темпов экономического развития.

Дальнейшее налоговое стимулирование развития малого бизнеса должно развиваться в следующих направлениях:

1. продолжение работы по совершенствованию порядка применения специальных режимов налогообложения для малого бизнеса:

– рассмотрение вопросов о снижении ставки УСНО до 5% (при объекте обложения – «доходы»), и до 13% (при объекте обложения – «доходы, уменьшенные на расходы»);

– рассмотрение возможности повышения ограничения на применение УСНО по предельному объему годового оборота для некоторых категорий налогоплательщиков (например, для инновационных предприятий – до 200 млн. руб.);

– включение в перечень расходов, уменьшающих полученные доходы, при применении УСНО, расходов, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования;

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Валютный курс и его разновидности
Валютный курс – цена единицы национальной валюты, выраженная в единицах иностранной валюты. Валютный курс устанавливается законодательно или определяется в процессе взаимной котировки валют. Различают два основных метода валютной котировки – прямой и косвенный. Прямая котировка – выражение валютног ...

Перспективы развития бюджетной системы РФ
В течение длительного времени (с 1999 г.) российская экономика развивалась в условиях массированного активного сальдо торгового баланса и счета текущих операций, т.е. в условиях избыточного притока в страну иностранной валюты. В 2010 и 2011 гг. активное сальдо внешней торговли постоянно увеличивало ...

Проблемы осуществления валютного контроля и валютного регулирования в Российской Федерации
В настоящее время можно говорить о двух принципиальных недостатках существующей модели валютного контроля. Первый - ведомственная разобщенность и отсутствие эффективной координации. Функции валютного контроля возложены в настоящее время на Банк России, ФТС, ФНС. Объем полномочий их различен. Вследс ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru