Государственные и муниципальные финансы, их роль в социально-экономическом развитии страны

Финансовая информация » Финансы, деньги и налоги » Государственные и муниципальные финансы, их роль в социально-экономическом развитии страны

Страница 1

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономике. На поверхности общественной жизни финансы существуют как движение наличных и безналичных денежных средств. В отличие от денег, выполняющих роль всеобщего эквивалента, измеряющего затраты труда ассоциированных товаропроизводителей, финансы являются экономическим инструментом распределения и перераспределения 2 макроэкономических показателей: Валового Внутреннего Продукта (ВВП) и Национального Дохода (НД), а также средством контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Сейчас доля НД РФ, перераспределяемого через сектор государственных финансов составляет около 50-55%.

Финансы возникают на третьей стадии общественного воспроизводства, где движение стоимости ВВП осуществляется обособленно от движения его натуральной формы (товаров и услуг). Этот процесс можно разделить на два этапа:

1) первичное распределение стоимости НД и образование первичных доходов: формируются дохода участников материального производства, составляющие по сумме НД. Это - заработная плата рабочих и служащих, доходы предприятий, занятых в сфере материального производства и др.;

2) вторичное распределение стоимости НД и образование вторичных доходов: доходы непроизводственной сферы и налоги. Вторичные доходы формируют конечные пропорции использования НД - фонд потребления и фонд накопления.

Таким образом, перераспределение НД происходит между производственной и непроизводственной сферой экономики, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности, различными социальными группами населения. На стадии распределения и перераспределения стоимости ВВП и НД деньги принимают форму финансовых ресурсов, формирующихся у субъектов хозяйствования (децентрализованные) и государства (централизованные). Использование финансовых ресурсов идет через фонды специального целевого назначения и не фондовую форму. Финансы являются базисной категорией, хотя обладают императивностью, зависят от финансовой политики государства.

Итак, финансы - денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование занятых, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Общественное назначение финансов реализуется через их функции:

- распределительная;

- контрольная.

Они осуществляются одновременно, т. к. каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и контроль за этим распределением.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - покрытие затрат за счет финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и государства. Осуществляется в трех формах:

- самофинансирование - покрытие затрат за счет собственных финансовых ресурсов организации. При их недостатке снижаются расходы либо привлекаются заемные средства;

- кредитование - расходы организаций покрываются за счет ссуды, предоставляемой на условиях платности, срочности, возвратности и гарантированности;

- бюджетное финансирование на безвозмездной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов разных уровней власти и управления.

На практике все формы применяются одновременно при их оптимальном сочетании.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм. Он включает в себя:

- финансовые методы - способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. К ним относятся: планирование, прогнозирование, инвестирование, кредитование, материальное стимулирование и другое;

- финансовые показатели - параметры состояния финансовой системы, в той или иной мере регулируемые государственной финансовой политикой;

- правовое обеспечение - законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, Устав юридического лица и др.;

- нормативное обеспечение - нормы и нормативы, методические указания, инструкции по расчету финансовых показателей;

- информационное обеспечение - бухгалтерская и статистическая отчетность, и другая информация о состоянии финансовой системы.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Оценка эффективности управления финансовыми ресурсами коммерческого банка
Управление банковскими ресурсами представляет собой деятельность, связанную с привлечением денежных средств вкладчиков и других кредиторов, определением величины и соответствующей структуры источников денежных средств в тесной увязке с их размещением В настоящее время ДБ AO «Сбербанк России» рассма ...

Уровни банковской конкуренции и формы банковских объединений
Банковская конкуренция - понятие достаточно условное, так как конкурируют на банковском рынке не только банки. Даже в финансовом секторе этого рынка можно выделить три уровня конкурентной борьбы. Основной уровень - конкуренция между коммерческими банками, которые традиционно делятся на универсальны ...

Особенности исчисления налога налоговыми агентами
Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.forteg.ru