Экономическая природа налогов и их классификация

Финансовая информация » Налогообложение в России » Экономическая природа налогов и их классификация

Страница 3

· обязательность, т. е. изъятие государством определенной части доходов налогоплательщика в виде обязательного взноса;

· безэквивалентность, т. е. уплата налогов налогоплательщиком не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны

· государства каких-либо обязательств.

В этой связи универсальный налог можно рассматривать как обязательный, безэквивалентный платеж, не имеющий конкретных направлений своего использования (налог на прибыль, налог на добавленную стоимости и др.).

Целевыми налогами являются сборы и пошлины.

Сбор — это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказанные услуги налогоплательщику. Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида деятельности или за право осуществления такой деятельности (сбор за право торговли, сбор за право проведения местных аукционов и лотерей и. т.д.).

Пошлина — это денежный сбор, взимаемый с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действий и за выдачу документов, имеющих юридическое значение.

Наконец, по уровню бюджета, в который зачисляется платеж, налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Здесь, впрочем, следует иметь в виду, что, поскольку налоги являются регулирующими доходами бюджета, из того, что тот или иной налог относится, например, к федеральным, вовсе не следует, что весь сбор от него поступает в федеральный бюджет. Он распределяется между уровнями бюджета.

Налоговая система РФ строится в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Принципы построения налоговой системы, таковы:

1) детальная структурированность и целостность налоговой системы. Этот принцип предполагает тесную взаимосвязанность налогов, исключающую двойное налогообложение, право выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, а также строгое разделение налогов на центральные и местные;

2) гибкость налоговой системы, обеспеченная возможностью ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету.

Налоговая система РФ включает федеральные, республиканские (краевые, областные, автономных образований) и местные налоги. Основой классификации налогов является признак компетенции органов государственной власти в применении налогового законодательства.

Федеральные налоги, порядок их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ.

Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно - территориального образования.

НК РФ определяет, как правило, верхний предел налоговых ставок по местным налогам, конкретные же ставки по этим налогам устанавливают местные органы власти. По налогам, вводимым на соответствующей территории сверх установленного перечня, ставки устанавливаются местными органами власти исходя из интересов местных бюджетов и возможностей плательщиков.

В федеральном бюджете на 2000 г. налоговые поступления и их структура составили (в млн. руб. и процентах):

Таблица 1.2.

Структура налоговых поступлений в 2000 г.

Показатель

Сумма, млн. руб.

В % к итогу

Налоговые доходы, всего

В том числе:

Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций

Подоходный налог с физических лиц.

Налог на игорный бизнес

НДС на товары (работы, услуги), производимые

(выполняемые, оказываемые) на территории РФ

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

Федеральные лицензионные и регистрационные сборы

Налог на покупку иностранных денежных знаков и

платежных документов, выраженных в иностранной валюте

Налоги на совокупный доход

Налог на операции с ценными бумагами

Платежи за пользование природными ресурсами

Ввозные таможенные пошлины

Вывозные таможенные пошлины

Прочие налоги, пошлины и сборы

675 039,1

63 448,5

23 928,1

210,0

174 869,7

102 617,8

533,7

1549,9

1054,9

300,0

11 112,2

87 488,0

84 495,2

3492,7

100

9,4

3,5

0,03

25,9

15,2

0,08

0,2

0,2

0,04

1,65

13,0

12,5

0,52

Налоговая политика государства — есть система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Принципы оптимизации налогообложения
Разрабатываемые схемы оптимизации налоговых платежей становятся в последнее время все более индивидуализированными, но все они должны оцениваться с точки зрения тех основных принципов, которые и позволяют в конечном итоге говорить о целесообразности выбора способа движения товарно-денежных потоков. ...

История возникновения и развития пенсионного страхования в России
Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года он ...

Методы оценки и приемы риск–менеджмента в сфере управления финансовыми активами организации
Риск – категория вероятностная, так как всегда есть фактор неопределенности в развитии предпринимательской ситуации. Поэтому при количественном определении степени риска используются вероятностные расчеты. Наиболее распространенным методом оценки риска является статистический. Состоит он из следующ ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru