Функционирование предприятия независимо от видов деятельности и форм собственности в условиях рынка определяется его способностью приносить достаточный доход или прибыль.
Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его работы. Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит в основном от качества работы, создает экономическую заинтересованность в наиболее эффективном использовании ресурсов, поскольку является основным источником производственного и социального развития, а с другой – является важнейшим источником формирования государственного бюджета. В условиях рыночной экономики прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности предприятия и создает финансовую основу для ее расширения, удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. Налог на прибыль становится одним из основных источников формирования доходов бюджета. За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед банком и инвесторами. Следовательно, прибыль становится важнейшим обобщающим показателем в системе оценочных показателей эффективности производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия. Сумма прибыли, получаемая предприятием, обусловлена объемом продаж продукции, ее качеством и конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках, ассортиментом, уровнем затрат и инфляционными процессами, которыми неизбежно сопровождается становление рыночных отношений [2, с. 20-21].
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности. Рассчитываются и анализируются общая рентабельность работы предприятия, рентабельность продукции и капитала. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования предприятий как самостоятельных товаропроизводителей [5, с. 68].
Изменение прибыли происходит за счет как внутренних, так и внешних факторов. К внешним факторам относят: природные условия, социально-экономические условия, уровень развития внешнеэкономических связей, цены на производственные ресурсы и другие. Внутренние факторы изменения прибыли состоят из основной группы факторов (объем продаж, себестоимость продукции в целом, себестоимость отдельных изделий, себестоимость на один рубль продукции, цена продукции) и неосновных факторов, связанных с нарушением хозяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям)[7, с. 237].
Основными объектами анализа финансовых результатов выступают:
– прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
– прибыль от прочей реализации;
– внереализационные финансовые результаты;
– показатели рентабельности.
Целями проведения анализа финансовых результатов являются:
– своевременное обеспечение руководства предприятия и его финансово-экономических служб данными, позволяющими сформировать объективное суждение о результатах деятельности предприятия в различных сферах хозяйствования за отчетный год в сравнении с предыдущим годом, рядом прошедших финансовых периодов, с бизнес-планом, результатами деятельности других предприятий;
Другое по теме:
Налоговая политика России в современных условиях: проблемы,
перспективы развития
Налоговые отношения, как и всякие другие общественные отношения, должны существовать, и государство не должно ослаблять регулирование этих отношений. Налоговая политика проводится уполномоченными государственными органами власти преимущественно в рамках увеличения доходов бюджетов государства разли ...
Цели и задачи контрольно-ревизионной работы
Целью контрольно-ревизионной работы является обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности. В соответствии с этим основными ее задачами являются: - организация и осуществление контроля за своевременны ...
Виды финансирования и финансовая стратегия
Любое предприятие (бизнес) начинается с денег. Индивидуальные и институциональные инвесторы, вкладывая средства в компанию, рассчитывают на получение дохода в будущем. В обмен на инвестиции они получают формализованные (или неформальные) права требования, позволяющие участвовать им в распределении ...