Приступая к рассмотрению системы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации необходимо, прежде всего, четко представлять его место, роль и отличительные особенности, как в национальной, так и в мировой экономиках.
Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые, в силу своей массовости, определяют социально-экономический, а также, в некоторой степени, и политический климат в стране. Малое предпринимательство принадлежит к самым широким социальным слоям общества и является одновременно как одним из самых больших производителей, так и одним из самых больших потребителей разнообразных товаров и услуг, образуя при этом самую большую сеть предприятий, непосредственно связанную с массовым потребителем, которая в силу небольших размеров составляющих ее единиц и их управленческой гибкостью позволяет быстро и эффективно реагировать на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Как свидетельствует мировой опыт, эффективность функционирования этой экономической системы может быть достигнута только в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг экспансия крупных производителей уравновешивается необходимым количеством мелких и средних производителей, которые в решающей степени обеспечивают формирование и сохранение конкуренции и препятствуют тенденциям монополизации рынков. Но в то же самое время одной из немаловажных причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой является то, что крупный бизнес не только не противопоставляется мелкому, а напротив, культивируется принцип сочетания крупных и малых предприятий: крупные и малые предприятия не противостоят, а взаимодополняют друг друга.
Можно выделить количественный, качественный и комбинированный подходы к определению групп малого бизнеса.
Количественные критерии, как правило, используются там, где требуется формальное четкое определение границ сектора малых предприятий, в частности в законодательстве; для организации статистического наблюдения за сектором; при разработке программ развития.
В большинстве стран, выделяющих сектор малого предпринимательства, используются преимущественно три показателя:
численность работников;
годовой оборот (объем продаж);
валюта баланса[1].
Первые «Рекомендации Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий» были приняты в 1996 году. С учетом изменений социально-экономической и политической ситуации предусматривалось регулярное уточнение критериев. Последний пересмотр правил отнесения субъектов хозяйствования к категории малого и среднего бизнеса происходил в период с 2001 по 2003 годы. На основании проводимых в этот период обсуждений в 2003 году были установлены новые критерии выделения сектора, которые вступили в силу с 1 января 2005 года.
Введена общая категория микро-, малых и средних предприятий, к которой относятся предприятия, имеющие менее 250 занятых, и годовой оборот до 50 млн. евро или итоговую сумму годового баланса до 43 млн. евро. В рамках сектора МСП отдельно устанавливаются критерии для выделения малых- и микропредприятий[2]:
малое предприятие определяется как предприятие, имеющее не более 50 занятых, и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 10 млн. евро;
микро-предприятие определяется как предприятие, имеющее менее 10 занятых, и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 2 млн. евро.
При этом самостоятельным предприятием считается предприятие, порог участия в уставном капитале которого других субъектов хозяйствования не превышает 25%.
Большинство стран Евразии, в первую очередь страны с переходной экономикой, ориентируются на критерии, принятые Европейским Союзом.
В конечном итоге в налоговом законодательстве большинства развитых стран при определении понятия «малое предприятие» в качестве базовых используются количественные показатели, но они почти всегда дополняются качественными характеристиками (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Критерии отнесения предприятий к категории малых
Страна |
Предельная численность занятых |
Прибыль в национальной валюте |
Выручка |
Учредители |
Особые условия | ||
кол-во человек |
отрасль |
сумма |
отрасль | ||||
США |
250 — 1500 |
производство |
— |
3,5—14,5 млн долл. |
услуги |
независимый владелец |
самостоятельное управление; не доминирует в своем секторе |
Критерий АМБ |
500 |
оптовая торговля |
— |
3,5—13,5 млн долл. | |||
S-корпорация |
35 |
ограничений нет |
— |
доля выручки от производственной деятельности в общей выручке не менее 75% |
только частные лица; только резиденты |
независимый владелец и управляющий | |
Канада |
100 |
все отрасли народного хозяйства |
200 долл. |
2,0—20,0 млн долл. |
— |
— |
— |
Англия Общие критерии |
250 |
все отрасли народного хозяйства |
— |
11,2 млн. фунтов стерлингов |
— |
— |
стоимость активов менее 5,6 млн фунтов стерлингов |
Льготные критерии |
200 |
все отрасли народного хозяйства |
300 фунтов стерлингов |
— |
— |
— |
— |
Франция |
50 |
все отрасли народного хозяйства |
— |
500 млн франков |
промышленность |
не менее 50% капитала принадлежит частным лицам |
— |
100 млн франков |
другие отрасли |
Другое по теме:
Нормативные акты, регулирующие инвестиционную
деятельность в России
Если оценивать в целом российское законодательство, регламентирующее отношения в сфере осуществления инвестиционной деятельности, то надо отметить, что оно достаточно объемно – это более тысячи нормативных правовых актов. Можно назвать некоторые из них: Федеральный закон от 25 февраля 1999г. №̴ ...
Экономическая сущность и
классификация оборотных активов предприятия
Активы предприятия делятся на основные (фиксированные, постоянные - землю, здания, сооружения, оборудование, нематериальные активы, другие основные средства и вложения) и оборотные (текущие, т.е. все остальные активы баланса). Основные активы трудно реализуемы, поскольку требуется значительное врем ...
Нормативно-правовое регулирование расходов государственного предприятия
В настоящее время в экономической литературе не существует однозначного толкования понятия государственного сектора экономики, под которым одни авторы понимают комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным органам [4, с. 111], другие авторы рассматривают ...