Количественные показатели развития малого бизнеса в РФ

Финансовая информация » Налогообложение малого бизнеса » Количественные показатели развития малого бизнеса в РФ

Страница 1

Приступая к рассмотрению системы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации необходимо, прежде всего, четко представлять его место, роль и отличительные особенности, как в национальной, так и в мировой экономиках.

Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые, в силу своей массовости, определяют социально-экономический, а также, в некоторой степени, и политический климат в стране. Малое предпринимательство принадлежит к самым широким социальным слоям общества и является одновременно как одним из самых больших производителей, так и одним из самых больших потребителей разнообразных товаров и услуг, образуя при этом самую большую сеть предприятий, непосредственно связанную с массовым потребителем, которая в силу небольших размеров составляющих ее единиц и их управленческой гибкостью позволяет быстро и эффективно реагировать на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Как свидетельствует мировой опыт, эффективность функционирования этой экономической системы может быть достигнута только в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг экспансия крупных производителей уравновешивается необходимым количеством мелких и средних производителей, которые в решающей степени обеспечивают формирование и сохранение конкуренции и препятствуют тенденциям монополизации рынков. Но в то же самое время одной из немаловажных причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой является то, что крупный бизнес не только не противопоставляется мелкому, а напротив, культивируется принцип сочетания крупных и малых предприятий: крупные и малые предприятия не противостоят, а взаимодополняют друг друга.

Можно выделить количественный, качественный и комбинированный подходы к определению групп малого бизнеса.

Количественные критерии, как правило, используются там, где требуется формальное четкое определение границ сектора малых предприятий, в частности в законодательстве; для организации статистического наблюдения за сектором; при разработке программ развития.

В большинстве стран, выделяющих сектор малого предпринимательства, используются преимущественно три показателя:

численность работников;

годовой оборот (объем продаж);

валюта баланса[1].

Первые «Рекомендации Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий» были приняты в 1996 году. С учетом изменений социально-экономической и политической ситуации предусматривалось регулярное уточнение критериев. Последний пересмотр правил отнесения субъектов хозяйствования к категории малого и среднего бизнеса происходил в период с 2001 по 2003 годы. На основании проводимых в этот период обсуждений в 2003 году были установлены новые критерии выделения сектора, которые вступили в силу с 1 января 2005 года.

Введена общая категория микро-, малых и средних предприятий, к которой относятся предприятия, имеющие менее 250 занятых, и годовой оборот до 50 млн. евро или итоговую сумму годового баланса до 43 млн. евро. В рамках сектора МСП отдельно устанавливаются критерии для выделения малых- и микропредприятий[2]:

малое предприятие определяется как предприятие, имеющее не более 50 занятых, и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 10 млн. евро;

микро-предприятие определяется как предприятие, имеющее менее 10 занятых, и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 2 млн. евро.

При этом самостоятельным предприятием считается предприятие, порог участия в уставном капитале которого других субъектов хозяйствования не превышает 25%.

Большинство стран Евразии, в первую очередь страны с переходной экономикой, ориентируются на критерии, принятые Европейским Союзом.

В конечном итоге в налоговом законодательстве большинства развитых стран при определении понятия «малое предприятие» в качестве базовых используются количественные показатели, но они почти всегда дополняются качественными характеристиками (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1

Критерии отнесения предприятий к категории малых

Страна

Предельная численность занятых

Прибыль в национальной валюте

Выручка

Учредители

Особые условия

кол-во человек

отрасль

сумма

отрасль

США

250 — 1500

производство

3,5—14,5 млн долл.

услуги

независимый владелец

самостоятельное управление; не доминирует в своем секторе

Критерий АМБ

500

оптовая торговля

3,5—13,5 млн долл.

S-корпорация

35

ограничений нет

доля выручки от производственной деятельности в общей выручке не менее 75%

только частные лица; только резиденты

независимый владелец и управляющий

Канада

100

все отрасли народного хозяйства

200 долл.

2,0—20,0 млн долл.

Англия Общие критерии

250

все отрасли народного хозяйства

11,2 млн. фунтов стерлингов

стоимость активов менее 5,6 млн фунтов стерлингов

Льготные критерии

200

все отрасли народного хозяйства

300 фунтов стерлингов

Франция

50

все отрасли народного хозяйства

500 млн франков

промышленность

не менее 50% капитала принадлежит частным лицам

100 млн франков

другие отрасли

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Понятие валютного контроля, принципы, правовая основа
валютный контроль рынок выручка Начало создания в России государственной системы валютного контроля связано с выходом Федерального закона от 9. 10. 1992 г. № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", которым были определены принципы осуществления валютных операций в стране, п ...

Управление временно свободными денежными средствами
На счетах практически любого предприятия оказываются временно свободные денежные средства, которые логично использовать для получения дополнительной выгоды. Денежные средства ликвидны, но не приносят процентов. Ценные бумаги приносят проценты, но их нельзя непосредственно использовать в качестве ср ...

Экономическая сущность и классификация оборотных активов предприятия
Активы предприятия делятся на основные (фиксированные, постоянные - землю, здания, сооружения, оборудование, нематериальные активы, другие основные средства и вложения) и оборотные (текущие, т.е. все остальные активы баланса). Основные активы трудно реализуемы, поскольку требуется значительное врем ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru