Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Финансовая информация » Финансы, деньги и налоги » Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Страница 2

К опосредованным (косвенным) формам регулирования, способствующим тому, чтобы распределение в обществе было более справедливым и в то же время не оказывающим резкого воздействия на развитие рынка, относится косвенное общегосударственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов государственных предприятий и организаций.

Рассмотрим более подробно роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов и модернизации экономики.

Государственные доходы представляют собой ресурсы, материально обеспечивающие участие государства в общественном воспроизводстве.

Они являются частью стоимости общественного продукта и безвозмездно изымаются у юридических и физических лиц в распоряжение государства. Такое изъятие доходов представляет собой огосударствление доли финансовых ресурсов с целью изменения структуры совокупного потребления. Через изъятие части доходов в бюджет и централизованные внебюджетные фонды государство участвует в регулировании деятельности субъектов воспроизводства. Прямому воздействию со стороны государства поддаются некоторые экономические показатели. Например, установлением прямых и косвенных налогов или предоставлением льгот по налогам и сборам могут быть изменены:

—> расходы хозяйствующих субъектов на производство продукции и оказание услуг, а также цены реализации;

—> объем капитальных вложений в основные фонды и оборотные активы;

—> величина потребления вновь созданной стоимости и др.

Увеличивая суммы налоговых отчислений от прибыли хозяйствующих субъектов, государство или органы местной власти ограничивают производственные возможности последних, при снижении уровня налоговых изъятий их производственный потенциал повышается.

Подобным образом сдерживается или увеличивается личное и производственное потребление. Путем налогообложения (или дотирования) государство может целенаправленно регулировать спрос на определенные виды продукции и услуг, поддерживать отечественных товаропроизводителей, стимулировать внедрение новых технологий. Как уже отмечалось в 3.4, либеральная модель общественного развития предполагает снижение налогового бремени на производство. Социальная же ориентация политики обусловливает высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов. В нашей стране показатель отчуждаемой в бюджет и во внебюджетные фонды доли средств до недавнего времени значительно превышал аналогичные данные в экономически развитых странах. На достижение баланса интересов государства и налогоплательщиков направлена налоговая реформа, принципиальные положения которой отражены в программных документах и Налоговом кодексе РФ. Ее цель в первую очередь заключается в снижении налоговой нагрузки на бизнес путем либерализации налоговой системы.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Сущность применяемого экономико-статистического анализа
Исследование объективно существующих связей между явлениями _ важнейшая задача общей теории статистики. В процессе статистического исследования зависимостей вскрываются причинно-следственные отношения между явлениями, что позволяет выявлять факторы (признаки), оказывающие основное влияние на вариац ...

Анализ финансовых результатов и рентабельности
В условиях формирующихся рыночных отношений ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности, показателем достигнутого коммерческого эффекта. Анализ каждог ...

Анализ финансовго состояния
О финансовом положении организации свидетельствуют состав и структура ее активов (имущества), капитала и обязательств по состоянию на начало и конец отчетного периода; изменения в размещении средств и источниках их формирования (покрытия) на конец года по сравнению с началом года; приращении собств ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru