Сущность государственного финансового контроля

Финансовая информация » Порядок осуществления контроля Счетной Палаты РФ за деятельностью структурных подразделений ОВД » Сущность государственного финансового контроля

Страница 2

Таким образом государственный финансовый контроль, с одной стороны, выполняет одну из функций государственного управления, является инструментом государственного регулирования экономики; с другой стороны, он отражает в процессе распределения, перераспределения и использования части стоимости валового внутреннего продукта движение финансовых ресурсов, которое реализуется через контрольно-ревизионную и экспертно-аналитическую деятельность органов и агентов государственного финансового контроля. В единстве взаимосвязей этих двух аспектов он выступает как объективная необходимость воспроизводственного процесса, как диалектическое единство содержания и формы.

Из двойственной природы государственного финансового контроля можно сделать определенные выводы, имеющие важное значение для практических целей.

Государственный финансовый контроль только тогда будет результативно решать свои задачи, когда государственные средства будут охвачены им в полном объеме. Следовательно, объектами

государственного финансового контроля являются движение денежных средств, материальных и иных финансовых ресурсов государства в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов, а также все экономические субъекты, если они получают, перечисляют средства бюджетов любого уровня, управляют государственной или муниципальной собственностью, а также имеют льготы, предоставленные соответствующими государственными органами власти и муниципальными образованиями.

Субъектами

государственного финансового контроля выступают государственные органы и органы местного самоуправления, которые используют в своей экономической деятельности бюджетные средства и государственную собственность, а также другие образования, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по соблюдению финансового законодательства.

В настоящее время требование полного охвата государственных

средств финансовым контролем отсутствует, что ведет и к дублированию контрольных

мероприятий, и к несравнимости результатов. Более того, значительная часть государственных средств вообще остается вне контроля, поскольку общего учета контрольных мероприятий, проводимых разными организациями, не существует. В такой неупорядоченности государственного финансового

контроля одна из главных причин его неэффективности.

Анализ показывает, что не нашла должного отражения в научной литературе

при анализе сущности государственного финансового контроля стоимостная составляющая финансового контроля. Без этого вряд ли можно даже приблизиться к решению проблемы формирования единой системы государственно

финансового контроля и определения критериев его эффективности.

Государственный финансовый контроль действительно, как справедливо отмечают большинство исследователей, «является одной из функций управления, представляющей систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта для оценки обоснованности и эффективности принятых финансово-управленческих решений, выявления возможных отклонений с целью принятия корректирующих мер».[5]

Отсюда назначение правового регулирования государственного финансового контроля состоит в следующем:

ü установлении правовых основ наблюдения за деятельностью подконтрольных субъектов;

ü получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и финансовой дисциплины на подконтрольных объектах;

ü выявлении причин и условий, способствующих финансовым правонарушениям;

ü принятии мер по их предотвращению, а также по привлечению к ответственности нарушителей законности и финансовой дисциплины.

Урегулированный надлежащими правовыми средствами государственный финансовый контроль является способом организации обратных связей,

благодаря которым органы, уполномоченные принимать властные решения, получают информацию о ходе выполнения принятых ими нормативных правовых актов.

Рассматривая государственный финансовый контроль как функцию государственного управления финансовыми потоками, следует отметить, что эта функция в определенной степени осуществляется всеми органами государственной власти и местного самоуправления независимо от характера их основной деятельности. Это связано с тем, что «государственный финансовый контроль является объективной необходимостью воспроизводственного процесса, обусловленной сущностью финансов, поэтому он не может осуществляться в изолированном виде».[6] Объем контрольной деятельности, ее формы и методы, охват контрольными мероприятиями различных отраслей экономики зависит от границ сферы управления и статуса органа, осуществляющего контрольные полномочия в рамках государственного финансового контроля.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Демонетизация золота
Эволюция металлических денег достигла своего апогея в период капитализма свободной конкуренции. Золотые деньги настолько хорошо отвечали требованиям рынка, даже самых критических исследователи того времени без каких-либо сомнений отождествляли деньги с этим металлом. В частности, К. Маркс неоднокра ...

Субъекты налогообложения: права, обязанности, ответственность
Под субъектами налогообложения понимаются все категории налогоплательщиков: юридические лица (предприятия и организации, банки, страховые компании, посредники и пр.), организации, созданные без образования юридического лица (филиалы и отделения юридических лиц, паевые фонды, объекты совместной деят ...

Исполнение бюджета
Исполнение бюджета – это важнейший этап бюджетного процесса по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица – плательщики налогов в бюджет, полу ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru