Виды банковской конкуренции

Финансовая информация » Банковская конкуренция - основа рынка финансовых услуг » Виды банковской конкуренции

Страница 2

В зависимости от используемых методов конкуренции различают: ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция осуществляется путём изменения (как правило, снижения) цен. Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара (надёжность, долговечность, безопасность, полезный эффект, издержки потребления, внешний вид, сервисное обслуживание и др.) и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта).

Манипулирование ценами - самый старый метод конкуренции и самый простой с точки зрения технического исполнения. Однако надо отметить, что ценовая конкуренция в экономике может быть открытой (прямой) и скрытой.

При открытой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары. При скрытой ценовой конкуренции фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Особенностью ценовой конкуренции в банковском секторе экономики является отсутствие чёткой взаимосвязи потребительной стоимости товара (банковской услуги) и его цены. В связи с этим грань между открытой и скрытой ценовой конкуренцией расплывчата, а рамки, в которых банк имеет возможность значительного маневрирования процентными ставками, уровнем комиссионных вознаграждений и тарифов на услуги, довольно-таки растяжимы.

Необходимость государственного регулирования банковской конкуренции вызвана особым положением кредитных институтов в экономике, позволяющим существенно влиять на результаты функционирования, а также сильной зависимостью деятельности банков от психологических факторов, от доверия клиентов. Конкуренция же - это немалый риск, и существует опасность того, что утрата доверия к отдельным кредитным учреждениям, оказавшимся не в состоянии выполнять свои обязательства перед клиентами, может распространиться на систему в целом. Американские экономисты назвали это “феноменом системного риска”. А утрата доверия к кредитным институтам способна нанести экономике огромный ущерб.

Во-вторых, ограниченность ценовой конкуренции в банковском деле состоит в том, что существует предел процента, ниже которого банк уже не будет получать прибыль. Это могут позволить себе не все и не всегда. Поэтому современные западные банки стремятся не конкурировать в области цен на банковские услуги, добиваясь сохранения высоких тарифов и процентных ставок. Конкуренция всё более принимает неценовой характер.

Неценовая банковская конкуренция связана прежде всего с изменениями качества услуг. Поэтому перед зарубежными учеными и практиками в области банковского дела встала проблема определения критериев качества банковского продукта, и в настоящее время уже имеются определённые подходы к её решению. Так, специалисты городской сберкассы Кёльна разработали критерии качества с двух позиций: с точки зрения клиента и с точки зрения банка.

С точки зрения клиента критериями качества банковского обслуживания являются скорость обслуживания, срочность осуществления операций, наличие ошибок и неточностей, часы работы банка, качество консультирования (глубина, активный или пассивный характер), личностная сторона отношений с банком и др. Уровень качества банковских услуг клиент сопоставляет с их ценами.

Для самого банка качественный уровень работы определяют: скорость внутренних рабочих процессов, уровень издержек на исправление ошибок, эффективность рабочих процессов, уровень мотивации работников производительность труда, степень кредитного риска и др., соотносимые с уровнем затрат на производство банковских услуг. Очевидно, что в своей деятельности банк должен учитывать обе группы критериев.

В зависимости от степени монополизации рынка и зависящей от этого свободы конкуренции различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция -

это ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичные (стандартизованные, однородные) товары, находящиеся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами.

.

Таблица 1 – Теоретические модели конкуренции и эволюция взглядов на них

Характеристика

Конкуренция

Чистая монополия

Чистая

Монополистическая

Олигополистическая

1

2

3

4

5

Количество и размеры фирмы

Множество мелких хозяйствующих субъектов

Множество мелких хозяйствующих субъектов

Небольшое число хозяйствующих субъектов, среди которых есть крупные

Один хозяйствующий субъект

Тип и характер продукции

Однородная стандартизированная продукция

Разнородная дифференцированная продукция (качество, торг, марка, каналы сбыта, сервис, обслуживание и т.д.)

Стандартизированная или дифференцированная

Уникальная продукция, не имеющая эффективных заменителей

Контроль над ценой

Отсутствует

Диапазон контроля цен узкий

Диапазон цен зависит от уровня согласованности действий хозяйствующих субъектов: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре

Значительный

1

2

3

4

5

Характеристика спроса

Очень эластичный спрос

Эластичный спрос

Эластичный или малоэластичный спрос

Неэластичный

Неценовая конкуренция

Неценовые методы конкуренции не практикуются

Используется: значительный упор на рекламу, торговые знаки, марки и т.п.

Очень типична, особенно при дифференциации продукции

Главным образом, реклама связи фирмы с общественными организациями

Доступность информации

Равный доступ ко всем видам информации, высокое информационное обеспечение рынка

Некоторые ограничения

Некоторые ограничения

Некоторые ограничения

Условия вступления в отрасль

Очень легкие, препятствия для организации бизнеса отсутствуют

Входные барьеры в отрасль незначительные

Наличие существенных препятствий для организации бизнеса

Вход в отрасль для других фирм заблокирован

Экономические формы конкуренции

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Сущность, задачи и условия перехода на УСНО
Согласно ст. 346.12 НК РФ, налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам ...

Анализ финансовых результатов организации
Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируе­мых за счёт государства или других источников. Поэтому зада ...

Понятие бюджетного процесса
Финансово-бюджетная политика – это совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений, которые проводят органы власти для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой. Разработка механизмов мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru