Виды банковской конкуренции

Финансовая информация » Банковская конкуренция - основа рынка финансовых услуг » Виды банковской конкуренции

Страница 2

В зависимости от используемых методов конкуренции различают: ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция осуществляется путём изменения (как правило, снижения) цен. Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара (надёжность, долговечность, безопасность, полезный эффект, издержки потребления, внешний вид, сервисное обслуживание и др.) и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта).

Манипулирование ценами - самый старый метод конкуренции и самый простой с точки зрения технического исполнения. Однако надо отметить, что ценовая конкуренция в экономике может быть открытой (прямой) и скрытой.

При открытой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары. При скрытой ценовой конкуренции фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Особенностью ценовой конкуренции в банковском секторе экономики является отсутствие чёткой взаимосвязи потребительной стоимости товара (банковской услуги) и его цены. В связи с этим грань между открытой и скрытой ценовой конкуренцией расплывчата, а рамки, в которых банк имеет возможность значительного маневрирования процентными ставками, уровнем комиссионных вознаграждений и тарифов на услуги, довольно-таки растяжимы.

Необходимость государственного регулирования банковской конкуренции вызвана особым положением кредитных институтов в экономике, позволяющим существенно влиять на результаты функционирования, а также сильной зависимостью деятельности банков от психологических факторов, от доверия клиентов. Конкуренция же - это немалый риск, и существует опасность того, что утрата доверия к отдельным кредитным учреждениям, оказавшимся не в состоянии выполнять свои обязательства перед клиентами, может распространиться на систему в целом. Американские экономисты назвали это “феноменом системного риска”. А утрата доверия к кредитным институтам способна нанести экономике огромный ущерб.

Во-вторых, ограниченность ценовой конкуренции в банковском деле состоит в том, что существует предел процента, ниже которого банк уже не будет получать прибыль. Это могут позволить себе не все и не всегда. Поэтому современные западные банки стремятся не конкурировать в области цен на банковские услуги, добиваясь сохранения высоких тарифов и процентных ставок. Конкуренция всё более принимает неценовой характер.

Неценовая банковская конкуренция связана прежде всего с изменениями качества услуг. Поэтому перед зарубежными учеными и практиками в области банковского дела встала проблема определения критериев качества банковского продукта, и в настоящее время уже имеются определённые подходы к её решению. Так, специалисты городской сберкассы Кёльна разработали критерии качества с двух позиций: с точки зрения клиента и с точки зрения банка.

С точки зрения клиента критериями качества банковского обслуживания являются скорость обслуживания, срочность осуществления операций, наличие ошибок и неточностей, часы работы банка, качество консультирования (глубина, активный или пассивный характер), личностная сторона отношений с банком и др. Уровень качества банковских услуг клиент сопоставляет с их ценами.

Для самого банка качественный уровень работы определяют: скорость внутренних рабочих процессов, уровень издержек на исправление ошибок, эффективность рабочих процессов, уровень мотивации работников производительность труда, степень кредитного риска и др., соотносимые с уровнем затрат на производство банковских услуг. Очевидно, что в своей деятельности банк должен учитывать обе группы критериев.

В зависимости от степени монополизации рынка и зависящей от этого свободы конкуренции различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция -

это ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичные (стандартизованные, однородные) товары, находящиеся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами.

.

Таблица 1 – Теоретические модели конкуренции и эволюция взглядов на них

Характеристика

Конкуренция

Чистая монополия

Чистая

Монополистическая

Олигополистическая

1

2

3

4

5

Количество и размеры фирмы

Множество мелких хозяйствующих субъектов

Множество мелких хозяйствующих субъектов

Небольшое число хозяйствующих субъектов, среди которых есть крупные

Один хозяйствующий субъект

Тип и характер продукции

Однородная стандартизированная продукция

Разнородная дифференцированная продукция (качество, торг, марка, каналы сбыта, сервис, обслуживание и т.д.)

Стандартизированная или дифференцированная

Уникальная продукция, не имеющая эффективных заменителей

Контроль над ценой

Отсутствует

Диапазон контроля цен узкий

Диапазон цен зависит от уровня согласованности действий хозяйствующих субъектов: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре

Значительный

1

2

3

4

5

Характеристика спроса

Очень эластичный спрос

Эластичный спрос

Эластичный или малоэластичный спрос

Неэластичный

Неценовая конкуренция

Неценовые методы конкуренции не практикуются

Используется: значительный упор на рекламу, торговые знаки, марки и т.п.

Очень типична, особенно при дифференциации продукции

Главным образом, реклама связи фирмы с общественными организациями

Доступность информации

Равный доступ ко всем видам информации, высокое информационное обеспечение рынка

Некоторые ограничения

Некоторые ограничения

Некоторые ограничения

Условия вступления в отрасль

Очень легкие, препятствия для организации бизнеса отсутствуют

Входные барьеры в отрасль незначительные

Наличие существенных препятствий для организации бизнеса

Вход в отрасль для других фирм заблокирован

Экономические формы конкуренции

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Современная структура налогообложения предприятий малого бизнеса различных организационно-правовых форм
В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие предпринимательской деятельности, создание предприятий малого бизнеса. Формирование рыночных отношений сред ...

Методы оценки риска
Поскольку риск является вероятностной оценкой, его количественное измерение не может быть однозначным и предопределенным. Количественно риск может быть охарактеризован как некий показатель, измеряющий вариабельность рентабельности. Для этих целей используется ряд статистических коэффициентов, в час ...

Принципы и методы налогообложения
Реализация общественного предназначения налогов воплощается в налоговой системе любой страны, разрабатываемой с учетом базовых правил и положений теории налогообложения. Эти правила и положения образуют совокупность принципов налогообложения, определяющих направленность налоговой политики и заклады ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.forteg.ru