В зависимости от используемых методов конкуренции различают: ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция осуществляется путём изменения (как правило, снижения) цен. Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара (надёжность, долговечность, безопасность, полезный эффект, издержки потребления, внешний вид, сервисное обслуживание и др.) и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта).
Манипулирование ценами - самый старый метод конкуренции и самый простой с точки зрения технического исполнения. Однако надо отметить, что ценовая конкуренция в экономике может быть открытой (прямой) и скрытой.
При открытой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары. При скрытой ценовой конкуренции фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
Особенностью ценовой конкуренции в банковском секторе экономики является отсутствие чёткой взаимосвязи потребительной стоимости товара (банковской услуги) и его цены. В связи с этим грань между открытой и скрытой ценовой конкуренцией расплывчата, а рамки, в которых банк имеет возможность значительного маневрирования процентными ставками, уровнем комиссионных вознаграждений и тарифов на услуги, довольно-таки растяжимы.
Необходимость государственного регулирования банковской конкуренции вызвана особым положением кредитных институтов в экономике, позволяющим существенно влиять на результаты функционирования, а также сильной зависимостью деятельности банков от психологических факторов, от доверия клиентов. Конкуренция же - это немалый риск, и существует опасность того, что утрата доверия к отдельным кредитным учреждениям, оказавшимся не в состоянии выполнять свои обязательства перед клиентами, может распространиться на систему в целом. Американские экономисты назвали это “феноменом системного риска”. А утрата доверия к кредитным институтам способна нанести экономике огромный ущерб.
Во-вторых, ограниченность ценовой конкуренции в банковском деле состоит в том, что существует предел процента, ниже которого банк уже не будет получать прибыль. Это могут позволить себе не все и не всегда. Поэтому современные западные банки стремятся не конкурировать в области цен на банковские услуги, добиваясь сохранения высоких тарифов и процентных ставок. Конкуренция всё более принимает неценовой характер.
Неценовая банковская конкуренция связана прежде всего с изменениями качества услуг. Поэтому перед зарубежными учеными и практиками в области банковского дела встала проблема определения критериев качества банковского продукта, и в настоящее время уже имеются определённые подходы к её решению. Так, специалисты городской сберкассы Кёльна разработали критерии качества с двух позиций: с точки зрения клиента и с точки зрения банка.
С точки зрения клиента критериями качества банковского обслуживания являются скорость обслуживания, срочность осуществления операций, наличие ошибок и неточностей, часы работы банка, качество консультирования (глубина, активный или пассивный характер), личностная сторона отношений с банком и др. Уровень качества банковских услуг клиент сопоставляет с их ценами.
Для самого банка качественный уровень работы определяют: скорость внутренних рабочих процессов, уровень издержек на исправление ошибок, эффективность рабочих процессов, уровень мотивации работников производительность труда, степень кредитного риска и др., соотносимые с уровнем затрат на производство банковских услуг. Очевидно, что в своей деятельности банк должен учитывать обе группы критериев.
В зависимости от степени монополизации рынка и зависящей от этого свободы конкуренции различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция -
это ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичные (стандартизованные, однородные) товары, находящиеся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами.
.
Таблица 1 – Теоретические модели конкуренции и эволюция взглядов на них
Характеристика |
Конкуренция |
Чистая монополия | ||
Чистая |
Монополистическая |
Олигополистическая | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Количество и размеры фирмы |
Множество мелких хозяйствующих субъектов |
Множество мелких хозяйствующих субъектов |
Небольшое число хозяйствующих субъектов, среди которых есть крупные |
Один хозяйствующий субъект |
Тип и характер продукции |
Однородная стандартизированная продукция |
Разнородная дифференцированная продукция (качество, торг, марка, каналы сбыта, сервис, обслуживание и т.д.) |
Стандартизированная или дифференцированная |
Уникальная продукция, не имеющая эффективных заменителей |
Контроль над ценой |
Отсутствует |
Диапазон контроля цен узкий |
Диапазон цен зависит от уровня согласованности действий хозяйствующих субъектов: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре |
Значительный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Характеристика спроса |
Очень эластичный спрос |
Эластичный спрос |
Эластичный или малоэластичный спрос |
Неэластичный |
Неценовая конкуренция |
Неценовые методы конкуренции не практикуются |
Используется: значительный упор на рекламу, торговые знаки, марки и т.п. |
Очень типична, особенно при дифференциации продукции |
Главным образом, реклама связи фирмы с общественными организациями |
Доступность информации |
Равный доступ ко всем видам информации, высокое информационное обеспечение рынка |
Некоторые ограничения |
Некоторые ограничения |
Некоторые ограничения |
Условия вступления в отрасль |
Очень легкие, препятствия для организации бизнеса отсутствуют |
Входные барьеры в отрасль незначительные |
Наличие существенных препятствий для организации бизнеса |
Вход в отрасль для других фирм заблокирован |
Экономические формы конкуренции |
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция |
Другое по теме:
Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства, его роль в
сбалансированном развитии экономики
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются и ...
Основные принципы финансового планирования и прогнозирования
Организация финансового планирования, отвечающая объективным требованиям, предполагает осознанный учет его основных принципов. В отечественной литературе существует разный подход к определению принципов финансового планирования. Между тем принципы как основные положения данной стадии управления (от ...
Государственный долг субъекта Российской Федерации
1. Государственный долг субъекта Российской Федерации - совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации. 2. Государственный долг субъекта Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляю ...