При оценке инвестиционной привлекательности предприятия на краткосрочную перспективу, как правило, приводятся показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности). При характеристике платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели, как наличие денежных средств на расчетных счетах в банке и иных кредитных учреждениях, в кассе организации, убытки, просроченные дебиторская и кредиторская задолженности, не погашенные в срок кредиты и займы; на оценку положения организации на рынке ценных бумаг.
При оценке инвестиционной привлекательности на долгосрочную перспективу приводится характеристика структуры источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов и пр.
Балабанов И.Т. считает, что достаточно достоверным источником информации о потенциале предприятия для инвесторов (банков, инвестиционных фондов и компаний) служит рейтинговая оценка, которая с помощью нескольких основных показателей позволяет раскрыть сильные и слабые стороны хозяйственной деятельности конкретного производства. В рейтинговую оценку включены следующие показатели [9]:
– коэффициент прироста собственного капитала, учитывающий способность предприятия к росту;
– коэффициент, отражающий отношение собственного капитала к заёмному;
– прирост выручки от продаж. Этот показатель характеризует устойчивость предприятия в определённом сегменте рынка и эффективность управления;
– коэффициент рентабельности активов, показывающий эффективность управления имуществом;
– коэффициент обеспеченности активов собственными оборотными средствами, показывающий зависимость предприятия от внешнего инвестирования;
– коэффициент текущей ликвидности, отражающий состояние расчётов с дебиторами.
Ввиду неравнозначности перечисленных показателей, они должны быть стандартизированы в соответствии с их весовыми соотношениями.
Помимо рейтинга, оценка инвестиционной привлекательности предприятия должна включать оценку благоприятности внешней среды для деятельности предприятия и его полезность для внешней среды.
Абрютина М.С. считает, что инвестиционная привлекательность предприятия характеризуется как комплекс экономико-психологических показателей его деятельности, который определяет для инвестора область предпочтительных значений инвестиционного поведения. По своей сущности инвестиционная привлекательность предприятия – это категория воспроизводственная, структурная. Она предполагает наличие такого инвестиционного облика предприятия, который способствует его непрерывному обновлению, прогрессивной реструктуризации. Одновременно, инвестиционная привлекательность есть противоречивое единство двух характеристик: экономического содержания (инвестиции) и психологической формы (привлекательность), т.е. субъективных оценок объективной действительности. Суть ее заключается в том, что благоприятная инвестиционная среда наряду с инвестиционной привлекательностью предприятия и экономическими возможностями инвестора становится побуждающим мотивом к ситуационному анализу: определению цели и оценке альтернативных вариантов. Далее следует принятие решений, реализация стратегии, оценка результатов. В качестве главного субъективного фактора, влияющего на принятие решения об инвестициях рассматривается склонность к риску [6].
Другое по теме:
Методы оценки и приемы риск–менеджмента в сфере управления финансовыми активами
организации
Риск – категория вероятностная, так как всегда есть фактор неопределенности в развитии предпринимательской ситуации. Поэтому при количественном определении степени риска используются вероятностные расчеты. Наиболее распространенным методом оценки риска является статистический. Состоит он из следующ ...
Виды и периодичность разрабатываемых финансовых планов
Предприятия самостоятельно определяют виды и периодичность разрабатываемых финансовых планов. Финансовый план хозяйствующего субъекта - это плановый документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Финансов ...
Формирование финансовых ресурсов предприятия
автомобильного транспорта
Формирование финансовых ресурсов предприятия происходит за счет внутренних и внешних источников. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово-банковской системы ...