Пополнение оборотных средств предприятия – один из основных вопросов, решаемых в рамках финансового менеджмента. В российской экономике проблема неплатежей и задержки оплаты товаров стоит все еще весьма остро. Ранее предпринимались попытки решить этот вопрос посредством бартера, нынешняя ситуация предполагает использование других методов, в частности, применение различных методов обеспечения обязательств, предоставление отсрочек, передача на консигнацию, банковское кредитование и др. Однако тут возникает дилемма: если предприятие хочет жить на чужие деньги, то закономерным будут и аналогичные стремления его контрагентов. Синхронизация поступления денежных средств от покупателей и платежей поставщикам с одновременным увеличением валового денежного потока и прибыли компании – основная задача кредитной политики.
Значение кредитной политики предприятия определяется большой долей дебиторской и кредиторской задолженности в структуре его активов и пассивов, а также тем, что основными составляющими денежных потоков являются поступления от покупателей и платежи поставщикам товаров, сырья, материалов.
В рамках кредитной политики предприятия решаются следующие задачи:
– увеличение объема продаж за счет предоставления покупателям более выгодных условий;
– ускорение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности;
– минимизация недополученной выгоды от невозможности использования суммы задолженности и потерь от инфляционного обесценения суммы задолженности;
– минимизация финансовых рисков, связанных с возможным дефицитом денежных средств вследствие несвоевременного погашения дебиторской задолженности, со списанием безнадежных долгов;
– определение круга кредиторов, форм и объемов заимствований с учетом особенностей производственного и финансового циклов предприятия;
– минимизация цены заемного капитала;
– переключение на альтернативные источники заимствований по мере возникновения необходимости;
– контроль за своевременностью погашения долга и уплаты процентов, выбор форм реструктуризации долга при необходимости;
– поддержание баланса между текущими активами и текущими обязательствами по суммам и срокам.
Кредитная политика предприятия состоит из органично связанных между собой блоков: управление дебиторской задолженностью и управление кредиторской задолженностью. Разрабатывая кредитную политику, предприятие должно учесть следующие факторы:
– общее состояние экономики страны, в случае, если предприятие работает на внешнем рынке, то состояние и мировой экономики, и основные тенденции ее развития;
– конкурентную среду, состояние спроса на продукцию, конъюнктуру товарных и финансовых рынков;
– разработанность нормативно-правовой базы относительно взыскания дебиторской задолженности;
– существующую практику проведения торговых операций на предприятии, наличие проработанной договорной базы;
– финансовые возможности предприятия в части отвлечения части оборотных средств в дебиторскую задолженность.
Дебиторская задолженность является одним из оборотных активов предприятия и, как правило, достаточно весомым в общей валюте баланса. Дебиторская задолженность делится на краткосрочную, долгосрочную и просроченную. К краткосрочной относится задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, хотя предприятие в силу своей специфики может сократить этот срок для целей управления (но для финансовой отчетности градация все равно останется до года и свыше года). Долгосрочной считается задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты (если такой срок не связан с длительностью операционного цикла предприятия). Просроченная задолженность возникает вследствие недостатков в работе предприятия: неосмотрительная кредитная политика по отношению к покупателям, несвоевременное возмещение материального ущерба, длительные неплатежи и банкротство покупателей, слишком высокие темпы наращивания объема продаж. Высокая доля долгосрочной и просроченной дебиторской задолженности свидетельствует об иммобилизации оборотных средств и ухудшении финансового состояния предприятия.
Процесс управления дебиторской задолженностью включает три этапа:
– выработка общих принципов, т.е. политики управления дебиторской задолженностью;
– управление фактической дебиторской задолженностью;
– планирование вновь образующейся дебиторской задолженности, т.е. предварительный расчет и контроль текущей величины показателя дебиторской задолженности и ее структуры.
Одна и та же кредитная политика предприятия в разных ситуациях может способствовать как улучшению, так и ухудшению финансового положения. К примеру, увеличение продаж в кредит может повысить объем продаж, с другой стороны, может повысить уровень риска неплатежей дебиторов. Неплатежеспособность предприятий в определенной мере зависит от их слишком мягкой кредитной политики. В то же время ужесточение кредитной политики может либо привести к снижению продаж и выручки и тем самым ухудшить финансовое положение, либо ускорить период погашения дебиторской задолженности и сократить цикл обращения денежных средств.
Другое по теме:
Виды налогов
Налоги очень разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Классификация позволяет упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств и т.д. Классификация важна не только для теории, но и для ...
Реальные инвестиции
Любая фирма в результате своего функционирования сталкивается с необходимостью вложения средств в развитие собственной инфраструктуры. Производственные предприятия вкладывают средства в модернизацию оборудования, торговые в маркетинговые исследования и т.д. Иначе говоря, чтобы фирма эффективно разв ...
Акцизы: сущность, порядок исчисления, вычеты, предусмотренные для
налогоплательщиков по акцизам
Акцизы взимаются в Российской Федерации с 1992 года. Акцизы устанавливаются на товары массового спроса. Это косвенные налоги, включаемые в цену товаров определенного перечня и оплачиваемые покупателями. Под акцизными товарами признаются: 1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта ...