Кредитная политика малого предприятия

Финансовая информация » Стратегия и тактика управления оборотным капиталом малого предприятия » Кредитная политика малого предприятия

Страница 1

Пополнение оборотных средств предприятия – один из основных вопросов, решаемых в рамках финансового менеджмента. В российской экономике проблема неплатежей и задержки оплаты товаров стоит все еще весьма остро. Ранее предпринимались попытки решить этот вопрос посредством бартера, нынешняя ситуация предполагает использование других методов, в частности, применение различных методов обеспечения обязательств, предоставление отсрочек, передача на консигнацию, банковское кредитование и др. Однако тут возникает дилемма: если предприятие хочет жить на чужие деньги, то закономерным будут и аналогичные стремления его контрагентов. Синхронизация поступления денежных средств от покупателей и платежей поставщикам с одновременным увеличением валового денежного потока и прибыли компании – основная задача кредитной политики.

Значение кредитной политики предприятия определяется большой долей дебиторской и кредиторской задолженности в структуре его активов и пассивов, а также тем, что основными составляющими денежных потоков являются поступления от покупателей и платежи поставщикам товаров, сырья, материалов.

В рамках кредитной политики предприятия решаются следующие задачи:

– увеличение объема продаж за счет предоставления покупателям более выгодных условий;

– ускорение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности;

– минимизация недополученной выгоды от невозможности использования суммы задолженности и потерь от инфляционного обесценения суммы задолженности;

– минимизация финансовых рисков, связанных с возможным дефицитом денежных средств вследствие несвоевременного погашения дебиторской задолженности, со списанием безнадежных долгов;

– определение круга кредиторов, форм и объемов заимствований с учетом особенностей производственного и финансового циклов предприятия;

– минимизация цены заемного капитала;

– переключение на альтернативные источники заимствований по мере возникновения необходимости;

– контроль за своевременностью погашения долга и уплаты процентов, выбор форм реструктуризации долга при необходимости;

– поддержание баланса между текущими активами и текущими обязательствами по суммам и срокам.

Кредитная политика предприятия состоит из органично связанных между собой блоков: управление дебиторской задолженностью и управление кредиторской задолженностью. Разрабатывая кредитную политику, предприятие должно учесть следующие факторы:

– общее состояние экономики страны, в случае, если предприятие работает на внешнем рынке, то состояние и мировой экономики, и основные тенденции ее развития;

– конкурентную среду, состояние спроса на продукцию, конъюнктуру товарных и финансовых рынков;

– разработанность нормативно-правовой базы относительно взыскания дебиторской задолженности;

– существующую практику проведения торговых операций на предприятии, наличие проработанной договорной базы;

– финансовые возможности предприятия в части отвлечения части оборотных средств в дебиторскую задолженность.

Дебиторская задолженность является одним из оборотных активов предприятия и, как правило, достаточно весомым в общей валюте баланса. Дебиторская задолженность делится на краткосрочную, долгосрочную и просроченную. К краткосрочной относится задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, хотя предприятие в силу своей специфики может сократить этот срок для целей управления (но для финансовой отчетности градация все равно останется до года и свыше года). Долгосрочной считается задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты (если такой срок не связан с длительностью операционного цикла предприятия). Просроченная задолженность возникает вследствие недостатков в работе предприятия: неосмотрительная кредитная политика по отношению к покупателям, несвоевременное возмещение материального ущерба, длительные неплатежи и банкротство покупателей, слишком высокие темпы наращивания объема продаж. Высокая доля долгосрочной и просроченной дебиторской задолженности свидетельствует об иммобилизации оборотных средств и ухудшении финансового состояния предприятия.

Процесс управления дебиторской задолженностью включает три этапа:

– выработка общих принципов, т.е. политики управления дебиторской задолженностью;

– управление фактической дебиторской задолженностью;

– планирование вновь образующейся дебиторской задолженности, т.е. предварительный расчет и контроль текущей величины показателя дебиторской задолженности и ее структуры.

Одна и та же кредитная политика предприятия в разных ситуациях может способствовать как улучшению, так и ухудшению финансового положения. К примеру, увеличение продаж в кредит может повысить объем продаж, с другой стороны, может повысить уровень риска неплатежей дебиторов. Неплатежеспособность предприятий в определенной мере зависит от их слишком мягкой кредитной политики. В то же время ужесточение кредитной политики может либо привести к снижению продаж и выручки и тем самым ухудшить финансовое положение, либо ускорить период погашения дебиторской задолженности и сократить цикл обращения денежных средств.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со ст. 41, 42, 46 БКРФ, в том числе за счет: доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества автономных учреждений субъекто ...

Центральный банк и коммерческие банки
Создание денег - процесс создания денег денежно-кредитной системой, основанный на возможности денежно-кредитной системы хранить только часть полученных ею депозитов, а другую часть отдавать в виде займом другим лицам и учреждениям. Центральный банк. Основу всей денежной массы страны составляют банк ...

Организационно-экономическая характеристика предприятия
Торговая сеть ООО «Престиж-маркет» осуществляет свою деятельность в области розничной торговли продуктами питания и товарами первой необходимости. ООО «Престиж-Маркет» было создано в 1998 году в г.Казани. Учредительным документом организации является Устав. Учредители предприятия- физические лица. ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru