Кредитная политика малого предприятия

Финансовая информация » Стратегия и тактика управления оборотным капиталом малого предприятия » Кредитная политика малого предприятия

Страница 2

В российской экономике еще не многие малые предприятия могут себе позволить работать с предоставлением права своим клиентам использования кредита. Однако рыночные условия диктуют необходимость применения такой формы расчета.

Выработка кредитной политики зависит от конкретной ситуации и представляет собой комплекс решений по следующим направлениям:

- объемы продаж в кредит, цены на продукцию;

- сроки кредита;

- скидки, предоставляемые за быструю оплату продукции;

- политика взыскания дебиторской задолженности;

- критерии оценки кредитной надежности клиентов.

При этом уровни объема продаж, средние сроки кредитов и цены на продаваемую в кредит продукцию зависят от:

- сложившейся практики кредитования покупателей в отрасли;

- склонности предприятия к риску и его агрессивности в завоевании рынка;

- уровня затрат и стандартности товаров (недорогие стандартные товары имеют более короткий срок оборачиваемости);

- потребительского спроса;

- срока готовности товара (сроки кредита на скоропортящийся товар короче, чем на обычный);

- эффективности практики применения санкций за просрочку оплаты и нарушения других условий договоров;

- объема закупок (при увеличении объема закупок, сроки кредитов могут быть больше);

- размера банковских процентных ставок (сравниваются объемы дебиторской задолженности с уровнем банковских ставок по кредитам на предмет их погашения в случае необходимости);

- конкурентной среды (новый клиент может быть привлечен длительностью срока кредита).

Уровень дебиторской задолженности, которую может позволить себе нормально работающее предприятие, в общем виде может быть рассчитан по формуле:

,

где Пк – объем продаж в кредит в день;

d – продолжительность периода инкассации.

Т.е. уровень дебиторской задолженности зависит от длительности возврата долгов и объема продаж в кредит за один день.

Скидки за быструю оплату являются эффективным инструментом ускорения возврата дебиторской задолженности. Однако пользование данным инструментом без серьезных расчетов может привести к резкому ухудшению финансового состояния предприятия, т. к. повышенный размер скидок может оказаться разорительным.

Для расчета выгодности предоставления скидки принято использовать формулу:

Эта формула позволяет рассчитать стоимость годового коммерческого кредита и сравнить его с банковскими процентными ставками. При этом фирма-дебитор также оценивает выгодность коммерческого кредита и определяет возможность использования для его оплаты банковского займа (при условии, что банковский процент ниже стоимости коммерческого кредита).

В то же время предприятие, предоставляющее коммерческий кредит для обоснования его уровня, рассчитывает свои потери, которые понесет в результате предоставления скидки, сопоставляет их с возможным альтернативным доходом, который бы получило, если бы не предоставляло кредита. Сравнивает уровень дохода с уровнем оплаты банковского кредита (в процентах и абсолютной величине), уровнем инфляции (также в% и абсолютной величине) и делает вывод, какая коммерческая скидка для дебитора будет являться стимулом для быстрой оплаты товара и не окажется разорительной для предприятия. При этом увеличение срока оплаты коммерческого кредита крайне невыгодно для кредиторов, так как денежные средства не поступают в оборот и может образоваться их нехватка, а значит, выгоды от предоставления скидки снижаются. Одновременно может оказаться, что продление срока предоставления кредита может снизить его стоимость ниже уровня годовых банковских процентных ставок, что также делает применение коммерческого кредита невыгодным. Безусловно, применение механизма скидок за быструю оплату, эффективно лишь при строгом соблюдении платежной дисциплины по срокам и суммам.

Политика взыскания дебиторской задолженности может разниться. Использование мягкой кредитной политики характерно, как правило, для финансово-устойчивых, стабильно развивающихся предприятий при реализации стратегии завоевания рынка и предполагает, в случае нарушения сроков и условий договоров, отсрочки применения санкций, а также предоставления дополнительного льготного периода на определенных условиях. Так называемая жесткая политика предполагает строгий контроль за соблюдением сроков платежей и немедленное применение санкций на должника в случае их нарушения. Однако практика показывает, что при проведении жесткой кредитной политики затраты на взыскание дебиторской задолженности могут не окупиться, т.е. какая-то ее часть может быть никогда не возвращена.

В любом случае, для каждого конкретного дебитора обычно рассчитывается предел покупок в кредит. В целях снижения риска неоплаты долгов предприятия, как правило, определяют степень надежности клиента при выдаче ему коммерческого кредита. В зависимости от реализуемой кредитной политики, мягкой или жесткой, предприятия определяют критерии для оценки надежности. В российской практике оценить надежность клиента достаточно сложно, поскольку у нас нет традиций ознакомления партнеров по бизнесу со своей финансовой отчетностью.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Законодательные основы деятельности индивидуальных предпринимателей
налог единый предприниматель Гражданским законодательством (статья 23 ГК РФ) определено, что любой гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а глава крестьянского ...

Схемы оффшорного бизнеса
Примерно четверть стран мира применяют международное налоговое планирование или его элементы для иностранных резидентов. Наиболее типичные схемы, которые можно построить на основе оффшорного бизнеса, следующие: 1) оффшорная компания — посредник в торговле. При внешнеторговых операциях между продавц ...

Учет доходов и расходов индивидуального предпринимателя при упрощенной системе налогообложения
Порядок определения и признания доходов Индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации, а также внереализационные доходы, которые определяются в соответствии с положениями статей 249 и 250 НК РФ. При этом в составе вышеуказанных дохо ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.forteg.ru