Понятие и значение государственного долга

Финансовая информация » Государственный долг » Понятие и значение государственного долга

Страница 1

Причины появления государственного долга в экономике страны могут быть самыми различными. Для обслуживания своих государственных программ государство мобилизует финансовые средства, представленные налогами и другими обязательными платежами. В современных условиях нестабильного финансового состояния экономики наблюдается сокращение выплат в бюджет из перечисленных выше источников. Может иметь место также и другая ситуация - при стабильных и регулярных поступлениях происходит увеличение расходных обязательств государства. В свою очередь увеличение госрасходов может быть следствием роста обыкновенных расходов или же обусловлено появлением чрезвычайных непредвиденных расходов.

Государственный долг может выступать следствием целенаправленной политики государства в области экономики и народного хозяйства. В этой роли его задача сводится к использованию бюджетного дефицита для более эффективного управления экономикой страны. Мировой опыт показывает, что многие государства мира зачастую используют внешние источники финансирования. Если они имеют дефициты государственных бюджетов и испытывают потребность в заемных ресурсах с целью проведения социальных и экономических реформ, осуществление выплат по другим долговым обязательствам и внешним заимствованиям.

Для экономики России первой причиной бюджетного дефицита является превышение государственных расходов над реальными подтвержденными доходами бюджета. Вместе с тем государственный долг может быть вызван кризисными явлениями в экономике - неэффективностью экономической инфраструктуры, финансово-кредитных связей, денежно-кредитной, банковской и бюджетно-налоговой политикой. В таких случаях требуется принятие срочных экономических мер по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и соответствующих политических мероприятий. Но дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономического благополучия страны.

Еще Дж.М.Кейнс, исследуя взаимозависимости между бюджетным дефицитом, государственными расходами, частными сбережениями и безработицей, рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. При этом случае бюджетный дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а направление обеспечения прогрессивных сдвигов в общественном производстве.

К основным причинам увеличения государственного долга относятся:

а) расширение расходов государства в военное время, в период других конфликтов, стихийных бедствий. Финансирование бюджета посредством государственного долга может позволить ослабить инфляционное напряжение в краткосрочном периоде и тем самым избежать увеличения количества денежной массы в обращении, и не прибегнув к повышению налогов;

б) уменьшению или сокращению налогов с целью стимулирования экономики;

в) проведение "публичной" макроэкономической политики госрасходов перед очередными выборами;

г) напряженность в бюджетной и налоговой отраслях как следствие увеличения госрасходов на здравоохранение, социальное обеспечение, также создание и увеличение количества рабочих мест.

Если происходит превышение расходов над доходами, у государства появляется потребность в новых способах покрытия, т.к. недостаточность финансовых ресурсов у государства не значит, что некоторые государственные расходы не будут профинансированы. Просто государству необходимо будет заняться поиском дополнительных источников дохода, которые на будущий период обеспечат материально предусмотренные государством и запланированные расходные обязательства. Эти действия будут обусловлены принципом сбалансированности бюджета, отражающего идею того, что объем запланированных расходов должен стремится к соответствию с суммарным объемом доходов.

Государственный долг РФ гарантирован и обеспечен имуществом, представляющим собой федеральную собственность и составляющим государственную казну. Он может представлять собой:

1) договоры кредитования, которые заключает Россия с кредитными фирмами, правительствами иностранных государств и международными финансовыми компаниями;

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Налогообложение юридических лиц
Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с иностранны ...

Повышения качества планирования неналоговых доходов
Повышения качества планирования и эффективности администрирования неналоговых доходов обсуждены на заседании «круглого стола», который провел Комитет Совета Федерации по бюджету. Парламентарии, представители Счетной палаты РФ, федеральных органов власти и управления обменялись мнениями по вопросам ...

Финансовое регулирование социально-экономических процессов
В основе современного экономического курса Российской Федерации лежит концепция социального рыночного хозяйства. Политические установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мирово ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.forteg.ru