Понятие и значение государственного долга

Финансовая информация » Государственный долг » Понятие и значение государственного долга

Страница 1

Причины появления государственного долга в экономике страны могут быть самыми различными. Для обслуживания своих государственных программ государство мобилизует финансовые средства, представленные налогами и другими обязательными платежами. В современных условиях нестабильного финансового состояния экономики наблюдается сокращение выплат в бюджет из перечисленных выше источников. Может иметь место также и другая ситуация - при стабильных и регулярных поступлениях происходит увеличение расходных обязательств государства. В свою очередь увеличение госрасходов может быть следствием роста обыкновенных расходов или же обусловлено появлением чрезвычайных непредвиденных расходов.

Государственный долг может выступать следствием целенаправленной политики государства в области экономики и народного хозяйства. В этой роли его задача сводится к использованию бюджетного дефицита для более эффективного управления экономикой страны. Мировой опыт показывает, что многие государства мира зачастую используют внешние источники финансирования. Если они имеют дефициты государственных бюджетов и испытывают потребность в заемных ресурсах с целью проведения социальных и экономических реформ, осуществление выплат по другим долговым обязательствам и внешним заимствованиям.

Для экономики России первой причиной бюджетного дефицита является превышение государственных расходов над реальными подтвержденными доходами бюджета. Вместе с тем государственный долг может быть вызван кризисными явлениями в экономике - неэффективностью экономической инфраструктуры, финансово-кредитных связей, денежно-кредитной, банковской и бюджетно-налоговой политикой. В таких случаях требуется принятие срочных экономических мер по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и соответствующих политических мероприятий. Но дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономического благополучия страны.

Еще Дж.М.Кейнс, исследуя взаимозависимости между бюджетным дефицитом, государственными расходами, частными сбережениями и безработицей, рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. При этом случае бюджетный дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а направление обеспечения прогрессивных сдвигов в общественном производстве.

К основным причинам увеличения государственного долга относятся:

а) расширение расходов государства в военное время, в период других конфликтов, стихийных бедствий. Финансирование бюджета посредством государственного долга может позволить ослабить инфляционное напряжение в краткосрочном периоде и тем самым избежать увеличения количества денежной массы в обращении, и не прибегнув к повышению налогов;

б) уменьшению или сокращению налогов с целью стимулирования экономики;

в) проведение "публичной" макроэкономической политики госрасходов перед очередными выборами;

г) напряженность в бюджетной и налоговой отраслях как следствие увеличения госрасходов на здравоохранение, социальное обеспечение, также создание и увеличение количества рабочих мест.

Если происходит превышение расходов над доходами, у государства появляется потребность в новых способах покрытия, т.к. недостаточность финансовых ресурсов у государства не значит, что некоторые государственные расходы не будут профинансированы. Просто государству необходимо будет заняться поиском дополнительных источников дохода, которые на будущий период обеспечат материально предусмотренные государством и запланированные расходные обязательства. Эти действия будут обусловлены принципом сбалансированности бюджета, отражающего идею того, что объем запланированных расходов должен стремится к соответствию с суммарным объемом доходов.

Государственный долг РФ гарантирован и обеспечен имуществом, представляющим собой федеральную собственность и составляющим государственную казну. Он может представлять собой:

1) договоры кредитования, которые заключает Россия с кредитными фирмами, правительствами иностранных государств и международными финансовыми компаниями;

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Выводы
Текущая платежеспособность за отчетный период может быть определена по данным баланса путем сравнения суммы его платежных средств со срочными обязательствами. По вопросу определения суммы платежных средств имеются различные точки зрения. Наиболее приемлемо к платежным средствам относить денежные ср ...

Анализ показателей финансовой устойчивости
Показатели финансовой устойчивости характеризуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в предприятие. Они отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность. Для анализа финансовой устойчивости необходимо рассчитать такой показатель, ...

Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства, его роль в сбалансированном развитии экономики
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются и ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.forteg.ru