Понятие и значение государственного долга

Финансовая информация » Государственный долг » Понятие и значение государственного долга

Страница 1

Причины появления государственного долга в экономике страны могут быть самыми различными. Для обслуживания своих государственных программ государство мобилизует финансовые средства, представленные налогами и другими обязательными платежами. В современных условиях нестабильного финансового состояния экономики наблюдается сокращение выплат в бюджет из перечисленных выше источников. Может иметь место также и другая ситуация - при стабильных и регулярных поступлениях происходит увеличение расходных обязательств государства. В свою очередь увеличение госрасходов может быть следствием роста обыкновенных расходов или же обусловлено появлением чрезвычайных непредвиденных расходов.

Государственный долг может выступать следствием целенаправленной политики государства в области экономики и народного хозяйства. В этой роли его задача сводится к использованию бюджетного дефицита для более эффективного управления экономикой страны. Мировой опыт показывает, что многие государства мира зачастую используют внешние источники финансирования. Если они имеют дефициты государственных бюджетов и испытывают потребность в заемных ресурсах с целью проведения социальных и экономических реформ, осуществление выплат по другим долговым обязательствам и внешним заимствованиям.

Для экономики России первой причиной бюджетного дефицита является превышение государственных расходов над реальными подтвержденными доходами бюджета. Вместе с тем государственный долг может быть вызван кризисными явлениями в экономике - неэффективностью экономической инфраструктуры, финансово-кредитных связей, денежно-кредитной, банковской и бюджетно-налоговой политикой. В таких случаях требуется принятие срочных экономических мер по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и соответствующих политических мероприятий. Но дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономического благополучия страны.

Еще Дж.М.Кейнс, исследуя взаимозависимости между бюджетным дефицитом, государственными расходами, частными сбережениями и безработицей, рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. При этом случае бюджетный дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а направление обеспечения прогрессивных сдвигов в общественном производстве.

К основным причинам увеличения государственного долга относятся:

а) расширение расходов государства в военное время, в период других конфликтов, стихийных бедствий. Финансирование бюджета посредством государственного долга может позволить ослабить инфляционное напряжение в краткосрочном периоде и тем самым избежать увеличения количества денежной массы в обращении, и не прибегнув к повышению налогов;

б) уменьшению или сокращению налогов с целью стимулирования экономики;

в) проведение "публичной" макроэкономической политики госрасходов перед очередными выборами;

г) напряженность в бюджетной и налоговой отраслях как следствие увеличения госрасходов на здравоохранение, социальное обеспечение, также создание и увеличение количества рабочих мест.

Если происходит превышение расходов над доходами, у государства появляется потребность в новых способах покрытия, т.к. недостаточность финансовых ресурсов у государства не значит, что некоторые государственные расходы не будут профинансированы. Просто государству необходимо будет заняться поиском дополнительных источников дохода, которые на будущий период обеспечат материально предусмотренные государством и запланированные расходные обязательства. Эти действия будут обусловлены принципом сбалансированности бюджета, отражающего идею того, что объем запланированных расходов должен стремится к соответствию с суммарным объемом доходов.

Государственный долг РФ гарантирован и обеспечен имуществом, представляющим собой федеральную собственность и составляющим государственную казну. Он может представлять собой:

1) договоры кредитования, которые заключает Россия с кредитными фирмами, правительствами иностранных государств и международными финансовыми компаниями;

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Методические основы анализа состояния и эффективности использования оборотных активов предприятия
Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде: На первом этапе анализа рассматриваются динамика общего объема оборотных активов, используемых предприятием, темпы изменения средней их суммы в сопоставлении с темпами изменения объема и реализации продукции и средней суммы всех активов ...

Налоговая декларация
Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отно ...

Роль налогов в формировании финансов государства
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по разви ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru