Проблема управления государственным долгом и пути ее решения

Финансовая информация » Государственный долг » Проблема управления государственным долгом и пути ее решения

Страница 1

Управление государственным долгом регулируются Бюджетным кодексом РФ, ФЗ №458 "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год, постановлением Правительства РФ, другими нормативно-правовыми документами - актами Банка России.

В Бюджетном кодексе заложены фундаментальные принципы и методы управления государственным долгом. Законодательные акты о федеральном бюджете утверждают размер дефицита бюджета, внешних и внутренних займов на текущий период и будущий год. Размер дефицитов бюджета субъектов России, объем государственных и муниципальных заимствований также находят свое отражение в законах о бюджетах соответствующих субъектов на плановый период.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Управление долгом должно предусматривать решение следующих основных задач:

• поддержание объема государственных заимствований безопасном уровне с точки зрения экономического развития;

• предотвращение резкого колебания в сторону увеличения суммы и количества заемных обязательств;

• создание условий, способствующих минимизации стоимости долга и его обслуживания;

• контроль за своевременным исполнением и обслуживанием государственных заимствований.

Экономически безопасным признается объем имеющегося долга, при котором Российская Федерация способна обеспечить исполнение всех взятых на себя обязательств. Поэтому главным решением в управлении госдолгом является объективное планирование обязательств, предполагающее погашение долга только из средств доходов федерального бюджета.

Полнота при оплате долговых обязательств должна предусматривать их погашение в полном объеме и своевременно. Помимо этого, одной из острых задач является прозрачность управления текущими заимствованиями, предполагающая использование ясных формализованных процедур и механизмов управления, публичное раскрытие информации о величине и структуре долговых обязательств, а также о долговой политике государства.

Динамика расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации в абсолютном размере и в процентах к ВВП в 2009 – 2014 годах приведена на следующей диаграмме (см. Приложение В).

Современное состояние экономики говорит о ряде имеющихся проблем, которые напрямую связаны с управлением государственными заимствованиями. Прежде всего, это имеющееся законодательная база по управлению государственным долгом. Оно имеет следующие недостатки:

- сложности в разграничении полномочий, компетенций, ответственности во взаимодействии органов государственной власти;

- актуальность вопросов, касающихся разграничения полномочий Банка России и Правительства России при проведении долговой политики;

- исторически сложившаяся завышенная стоимость обслуживания внешних долговых обязательств;

- высокий удельный вес внешнего долга в виде задолженности иностранным правительствам и международным финансовым компаниям;

- неравномерный характер погашения внешнего долга, наличие так называемых пиков платежей;

- неконтролируемые ненормируемые риски и региональных заимствований;

- непосредственное влияние снижения скрытой безработицы на расходную часть бюджета;

- существование огромного теневого сектора экономики и наличие теневых бюджетов.

Способность осуществлять внешние займы характеризуется низким кредитным рейтингом России и причинами, не заимствований не зависящим от России (экономическая ситуация в мире, кризисы в странах и т.п.), и слабостью экономики нашей страны, ее значительной зависимостью от мировых цен.

По расчетам Министерства финансов, РФ будет в состоянии привлекать в ближайшие годы на внешних рынках не более 5—6 млрд долл., а на внутреннем рынке – не более 7–8 млрд долл. ежегодно без существенного ухудшения условий заимствований.

В то же время наметилась тенденция к выравниванию условий привлечения займов как по стоимости привлечения, так и по срокам, что создает необходимые перспективы для значительного снижения рисков, которые связаны с рефинансированием государственного долга, и ставит задачу альтернативного использования инструментов внутреннего и внешнего долга. Однако существенным препятствием для развития рынка внутренних заимствований в настоящее время является высокая степень концентрации выпусков государственных облигаций в портфелях нескольких крупных участников, которые придерживаются консервативной стратегии, т.е. вкладывают средства с целью получения гарантированного дохода за определенный период времени.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Методы оценки финансового состояния бюджета субъекта РФ
В современных условиях в целях эффективного управления финансовыми ресурсами территорий актуальна проблема качественной оценки потенциальных и реальных региональных возможностей. Отечественная система анализа базируется, как правило, на оценке бюджетных показателей. В своей работе мы считаем целесо ...

Налог на прибыль
Налог на прибыль организаций представляет собой один из основных федеральных налогов. На протяжении сего периода его существования в современном виде, начиная с 90-х годов прошлого века. На его долю устойчиво приходилась вторая по величине (после налога на добавленную стоимость) сумма доходов бюдже ...

Управление финансами на муниципальном уровне
Особая группа денежных отношений, для которой характерным является преимущественно неэквивалентное движение денег – представляет собой финансовые отношения. Обособление части денеджных отношений в особую категорию «финансы» связано с появлением такого субъекта хозяйственной жизни, как государство. ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru