Управление государственным долгом регулируются Бюджетным кодексом РФ, ФЗ №458 "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год, постановлением Правительства РФ, другими нормативно-правовыми документами - актами Банка России.
В Бюджетном кодексе заложены фундаментальные принципы и методы управления государственным долгом. Законодательные акты о федеральном бюджете утверждают размер дефицита бюджета, внешних и внутренних займов на текущий период и будущий год. Размер дефицитов бюджета субъектов России, объем государственных и муниципальных заимствований также находят свое отражение в законах о бюджетах соответствующих субъектов на плановый период.
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
Управление долгом должно предусматривать решение следующих основных задач:
• поддержание объема государственных заимствований безопасном уровне с точки зрения экономического развития;
• предотвращение резкого колебания в сторону увеличения суммы и количества заемных обязательств;
• создание условий, способствующих минимизации стоимости долга и его обслуживания;
• контроль за своевременным исполнением и обслуживанием государственных заимствований.
Экономически безопасным признается объем имеющегося долга, при котором Российская Федерация способна обеспечить исполнение всех взятых на себя обязательств. Поэтому главным решением в управлении госдолгом является объективное планирование обязательств, предполагающее погашение долга только из средств доходов федерального бюджета.
Полнота при оплате долговых обязательств должна предусматривать их погашение в полном объеме и своевременно. Помимо этого, одной из острых задач является прозрачность управления текущими заимствованиями, предполагающая использование ясных формализованных процедур и механизмов управления, публичное раскрытие информации о величине и структуре долговых обязательств, а также о долговой политике государства.
Динамика расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации в абсолютном размере и в процентах к ВВП в 2009 – 2014 годах приведена на следующей диаграмме (см. Приложение В).
Современное состояние экономики говорит о ряде имеющихся проблем, которые напрямую связаны с управлением государственными заимствованиями. Прежде всего, это имеющееся законодательная база по управлению государственным долгом. Оно имеет следующие недостатки:
- сложности в разграничении полномочий, компетенций, ответственности во взаимодействии органов государственной власти;
- актуальность вопросов, касающихся разграничения полномочий Банка России и Правительства России при проведении долговой политики;
- исторически сложившаяся завышенная стоимость обслуживания внешних долговых обязательств;
- высокий удельный вес внешнего долга в виде задолженности иностранным правительствам и международным финансовым компаниям;
- неравномерный характер погашения внешнего долга, наличие так называемых пиков платежей;
- неконтролируемые ненормируемые риски и региональных заимствований;
- непосредственное влияние снижения скрытой безработицы на расходную часть бюджета;
- существование огромного теневого сектора экономики и наличие теневых бюджетов.
Способность осуществлять внешние займы характеризуется низким кредитным рейтингом России и причинами, не заимствований не зависящим от России (экономическая ситуация в мире, кризисы в странах и т.п.), и слабостью экономики нашей страны, ее значительной зависимостью от мировых цен.
По расчетам Министерства финансов, РФ будет в состоянии привлекать в ближайшие годы на внешних рынках не более 5—6 млрд долл., а на внутреннем рынке – не более 7–8 млрд долл. ежегодно без существенного ухудшения условий заимствований.
В то же время наметилась тенденция к выравниванию условий привлечения займов как по стоимости привлечения, так и по срокам, что создает необходимые перспективы для значительного снижения рисков, которые связаны с рефинансированием государственного долга, и ставит задачу альтернативного использования инструментов внутреннего и внешнего долга. Однако существенным препятствием для развития рынка внутренних заимствований в настоящее время является высокая степень концентрации выпусков государственных облигаций в портфелях нескольких крупных участников, которые придерживаются консервативной стратегии, т.е. вкладывают средства с целью получения гарантированного дохода за определенный период времени.
Другое по теме:
Методы осуществления финансового контроля
Одна из важнейших задач финансового контроля – это проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а та ...
Резервы повышения эффективности анализа финансового состояния предприятия
Практика применения действующих "Правил по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности" (далее Правила), зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Белару ...