Проблема управления государственным долгом и пути ее решения

Финансовая информация » Государственный долг » Проблема управления государственным долгом и пути ее решения

Страница 1

Управление государственным долгом регулируются Бюджетным кодексом РФ, ФЗ №458 "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год, постановлением Правительства РФ, другими нормативно-правовыми документами - актами Банка России.

В Бюджетном кодексе заложены фундаментальные принципы и методы управления государственным долгом. Законодательные акты о федеральном бюджете утверждают размер дефицита бюджета, внешних и внутренних займов на текущий период и будущий год. Размер дефицитов бюджета субъектов России, объем государственных и муниципальных заимствований также находят свое отражение в законах о бюджетах соответствующих субъектов на плановый период.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Управление долгом должно предусматривать решение следующих основных задач:

• поддержание объема государственных заимствований безопасном уровне с точки зрения экономического развития;

• предотвращение резкого колебания в сторону увеличения суммы и количества заемных обязательств;

• создание условий, способствующих минимизации стоимости долга и его обслуживания;

• контроль за своевременным исполнением и обслуживанием государственных заимствований.

Экономически безопасным признается объем имеющегося долга, при котором Российская Федерация способна обеспечить исполнение всех взятых на себя обязательств. Поэтому главным решением в управлении госдолгом является объективное планирование обязательств, предполагающее погашение долга только из средств доходов федерального бюджета.

Полнота при оплате долговых обязательств должна предусматривать их погашение в полном объеме и своевременно. Помимо этого, одной из острых задач является прозрачность управления текущими заимствованиями, предполагающая использование ясных формализованных процедур и механизмов управления, публичное раскрытие информации о величине и структуре долговых обязательств, а также о долговой политике государства.

Динамика расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации в абсолютном размере и в процентах к ВВП в 2009 – 2014 годах приведена на следующей диаграмме (см. Приложение В).

Современное состояние экономики говорит о ряде имеющихся проблем, которые напрямую связаны с управлением государственными заимствованиями. Прежде всего, это имеющееся законодательная база по управлению государственным долгом. Оно имеет следующие недостатки:

- сложности в разграничении полномочий, компетенций, ответственности во взаимодействии органов государственной власти;

- актуальность вопросов, касающихся разграничения полномочий Банка России и Правительства России при проведении долговой политики;

- исторически сложившаяся завышенная стоимость обслуживания внешних долговых обязательств;

- высокий удельный вес внешнего долга в виде задолженности иностранным правительствам и международным финансовым компаниям;

- неравномерный характер погашения внешнего долга, наличие так называемых пиков платежей;

- неконтролируемые ненормируемые риски и региональных заимствований;

- непосредственное влияние снижения скрытой безработицы на расходную часть бюджета;

- существование огромного теневого сектора экономики и наличие теневых бюджетов.

Способность осуществлять внешние займы характеризуется низким кредитным рейтингом России и причинами, не заимствований не зависящим от России (экономическая ситуация в мире, кризисы в странах и т.п.), и слабостью экономики нашей страны, ее значительной зависимостью от мировых цен.

По расчетам Министерства финансов, РФ будет в состоянии привлекать в ближайшие годы на внешних рынках не более 5—6 млрд долл., а на внутреннем рынке – не более 7–8 млрд долл. ежегодно без существенного ухудшения условий заимствований.

В то же время наметилась тенденция к выравниванию условий привлечения займов как по стоимости привлечения, так и по срокам, что создает необходимые перспективы для значительного снижения рисков, которые связаны с рефинансированием государственного долга, и ставит задачу альтернативного использования инструментов внутреннего и внешнего долга. Однако существенным препятствием для развития рынка внутренних заимствований в настоящее время является высокая степень концентрации выпусков государственных облигаций в портфелях нескольких крупных участников, которые придерживаются консервативной стратегии, т.е. вкладывают средства с целью получения гарантированного дохода за определенный период времени.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Сущность налогов и принципы налогообложения
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Регулирующая функция государства в сфере эк ...

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе 1. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонару ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.forteg.ru