Тенденции консолидации государственного регулирования финансовых рынков

Финансовая информация » Финансовый рынок, проблемы государственного регулирования » Тенденции консолидации государственного регулирования финансовых рынков

Страница 1

За последние два десятилетия на мировых финансовых рынках сложилась тенденция к созданию мегарегуляторов, или консолидации регулирующих функций всех сегментов финансового рынка в одном регулирующем органе. В то же время существует ряд стран, которые не переходят к централизации регулирования и вполне успешно осуществляют регулирование по функциональному признаку. На данный момент нет единого определения в понимании мегарегулятора. В одних странах мегарегулятор может иметь более широкий круг полномочий, а в других иметь только часть полномочий.

Для того, что бы понять причины такого рода нововведений, было бы полезно проанализировать тенденции в развитии финансовых рынков за последнее время и причины, которые побуждают финансовые власти к кардинальным переменам в столь сложной сфере регулирования как финансовые рынки. Речь пойдет об объединении регулирующих функций всех сегментов финансового рынка "под одной крышей".

Первая причина, которую можно было бы обозначить в исследовании тенденции создания мегарегуляторов на финансовых рынках и которая ставит большинство национальных регуляторов в затруднительное положение - это глобализация. В процессе глобализации стираются границы операций в финансовой сфере и исчезают барьеры на пути перемещения капитала из страны в страну, из региона в регион. Происходит значительное увеличение количества и объема межгосударственных операций. Крупнейшие финансовые институты превращаются в крупные транснациональные компании и предлагают свои услуги по всему миру. Естественно, процесс глобализации становится наиболее ощутимым на финансовом рынке. Как следствие, происходит быстрая адаптация к миграции капитала. Со временем, у руководителей крупных финансовых компаний пропадает "чувство страха" и они осмеливаются увеличивать лимиты на международные операции. Эти операции в свою очередь являются высокорискованными и в случае кризиса могут негативно сказаться на компании. В то же время, учитывая размеры компании, можно сказать, что кризис может перекинуться за пределы компании, и негативно сказаться на каком-либо сегменте экономики страны, в которой оперирует компания инвестор. А если сумма средств, находящихся в управлении компании достаточно внушительна, то это может плачевно отразиться на экономике всей страны.

Так, по оценке профессора американской Школы управления Ричарда Даля, между 1980 и 1994 годами в индустриально развитых странах межграничные сделки с ценными бумагами возросли с уровня менее 10% ВВП до уровня, превышающего 100% ВВП. К тому времени в одну из пяти сделок с акциями, проводимых по всему миру, была вовлечена либо иностранная ценная бумага, либо иностранный контрагент. Банковский сектор тоже стал активным участником торговли на международном рынке капитала. Доля банковских операций возросла с 20% ВВП и составила 35% ВВП.

В то время как данные операции начали приносить больше прибыли, страховые компании со своими огромными резервами и возможностями так же стали активными участниками глобального рынка и начали предлагать свои услуги по перестрахованию и другие сложные продукты.

Вторая причина осложнения регулирования - это дерегулирование и функциональная интеграция. Процессы дерегулирования и функциональной интеграции, естественно, привели к появлению таких бизнес единиц, как конгломераты, холдинги, альянсы. Появление данного рода институтов было спровоцировано многочисленными процессами слияний и поглощений. В результате банковская деятельность и деятельность на рынке ценных бумаг стали объединяться. Но на этом процессы интеграции и объединения не закончились и, как следствие, в них стали вливаться страховые компании и другие всевозможные финансовые посредники и компании, активно принимающие участие в процессах инвестирования и посредничества в финансовой сфере.

Начался процесс функциональной интеграции. Многие конгломераты стали предлагать полный сервис финансовых услуг и сервис в формате "одно окно". Появилась возможность более активного вовлечения банков в страховой бизнес и операции на рынке ценных бумаг. До этого времени подобного рода альянсы были в той или иной степени ограничены. Развитие информационных технологий в финансовых бизнес процессах позволило упростить и ускорить миграцию капитала на межстрановом уровне.

Следующей причиной, осложнившей регулирование, стало появление финансовых инноваций. На рынке начали появляться сложные финансовые продукты и услуги. И здесь развитие информационных технологий, снижение стоимости вычислительной техники и средств связи облегчило возможность появления инновационных продуктов. На финансовых рынках стали появляться продукты и инструменты, в основе которых могли лежать комбинация из ценных бумаг, производных инструментов, валюты, индекса, товаров и многих других инструментов, используемых в операциях на финансовых рынках. Как следствие, финансовые конгломераты повысили эффективность финансовых рынков, расширив спектр предлагаемых продуктов и услуг, но вместе с тем они в значительной степени усложнили деятельность финансовых регуляторов и поставили перед ними новые и совсем непростые задачи. Создавая подобного рода продукты и расширяя спектр предлагаемых услуг на финансовых рынках, конгломераты стали порождать риски, которые нужно было выявлять и ограничивать.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Налоговые проверки: понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок
Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной формой осуществления налогового контроля. Налоговая проверка представляет собой совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными органами с целью установления достоверности и законности отражения объектов на ...

Порядок оценки финансового состояния
Как правило, основной информационной базой для финансового анализа являются формы годовой и квартальной бухгалтерской отчётности, аналитические отчёты, данные, полученные независимой экспертизой. Общий качественный анализ является одним из начальных этапов оценки финансового состояния организации. ...

Бюджетная политика города Челябинска
Город Челябинск как муниципальное образование имеет собственный бюджет. Органы городского самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, законами Челябинской области, действующим Уставом города ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.forteg.ru