Тенденции консолидации государственного регулирования финансовых рынков

Финансовая информация » Финансовый рынок, проблемы государственного регулирования » Тенденции консолидации государственного регулирования финансовых рынков

Страница 1

За последние два десятилетия на мировых финансовых рынках сложилась тенденция к созданию мегарегуляторов, или консолидации регулирующих функций всех сегментов финансового рынка в одном регулирующем органе. В то же время существует ряд стран, которые не переходят к централизации регулирования и вполне успешно осуществляют регулирование по функциональному признаку. На данный момент нет единого определения в понимании мегарегулятора. В одних странах мегарегулятор может иметь более широкий круг полномочий, а в других иметь только часть полномочий.

Для того, что бы понять причины такого рода нововведений, было бы полезно проанализировать тенденции в развитии финансовых рынков за последнее время и причины, которые побуждают финансовые власти к кардинальным переменам в столь сложной сфере регулирования как финансовые рынки. Речь пойдет об объединении регулирующих функций всех сегментов финансового рынка "под одной крышей".

Первая причина, которую можно было бы обозначить в исследовании тенденции создания мегарегуляторов на финансовых рынках и которая ставит большинство национальных регуляторов в затруднительное положение - это глобализация. В процессе глобализации стираются границы операций в финансовой сфере и исчезают барьеры на пути перемещения капитала из страны в страну, из региона в регион. Происходит значительное увеличение количества и объема межгосударственных операций. Крупнейшие финансовые институты превращаются в крупные транснациональные компании и предлагают свои услуги по всему миру. Естественно, процесс глобализации становится наиболее ощутимым на финансовом рынке. Как следствие, происходит быстрая адаптация к миграции капитала. Со временем, у руководителей крупных финансовых компаний пропадает "чувство страха" и они осмеливаются увеличивать лимиты на международные операции. Эти операции в свою очередь являются высокорискованными и в случае кризиса могут негативно сказаться на компании. В то же время, учитывая размеры компании, можно сказать, что кризис может перекинуться за пределы компании, и негативно сказаться на каком-либо сегменте экономики страны, в которой оперирует компания инвестор. А если сумма средств, находящихся в управлении компании достаточно внушительна, то это может плачевно отразиться на экономике всей страны.

Так, по оценке профессора американской Школы управления Ричарда Даля, между 1980 и 1994 годами в индустриально развитых странах межграничные сделки с ценными бумагами возросли с уровня менее 10% ВВП до уровня, превышающего 100% ВВП. К тому времени в одну из пяти сделок с акциями, проводимых по всему миру, была вовлечена либо иностранная ценная бумага, либо иностранный контрагент. Банковский сектор тоже стал активным участником торговли на международном рынке капитала. Доля банковских операций возросла с 20% ВВП и составила 35% ВВП.

В то время как данные операции начали приносить больше прибыли, страховые компании со своими огромными резервами и возможностями так же стали активными участниками глобального рынка и начали предлагать свои услуги по перестрахованию и другие сложные продукты.

Вторая причина осложнения регулирования - это дерегулирование и функциональная интеграция. Процессы дерегулирования и функциональной интеграции, естественно, привели к появлению таких бизнес единиц, как конгломераты, холдинги, альянсы. Появление данного рода институтов было спровоцировано многочисленными процессами слияний и поглощений. В результате банковская деятельность и деятельность на рынке ценных бумаг стали объединяться. Но на этом процессы интеграции и объединения не закончились и, как следствие, в них стали вливаться страховые компании и другие всевозможные финансовые посредники и компании, активно принимающие участие в процессах инвестирования и посредничества в финансовой сфере.

Начался процесс функциональной интеграции. Многие конгломераты стали предлагать полный сервис финансовых услуг и сервис в формате "одно окно". Появилась возможность более активного вовлечения банков в страховой бизнес и операции на рынке ценных бумаг. До этого времени подобного рода альянсы были в той или иной степени ограничены. Развитие информационных технологий в финансовых бизнес процессах позволило упростить и ускорить миграцию капитала на межстрановом уровне.

Следующей причиной, осложнившей регулирование, стало появление финансовых инноваций. На рынке начали появляться сложные финансовые продукты и услуги. И здесь развитие информационных технологий, снижение стоимости вычислительной техники и средств связи облегчило возможность появления инновационных продуктов. На финансовых рынках стали появляться продукты и инструменты, в основе которых могли лежать комбинация из ценных бумаг, производных инструментов, валюты, индекса, товаров и многих других инструментов, используемых в операциях на финансовых рынках. Как следствие, финансовые конгломераты повысили эффективность финансовых рынков, расширив спектр предлагаемых продуктов и услуг, но вместе с тем они в значительной степени усложнили деятельность финансовых регуляторов и поставили перед ними новые и совсем непростые задачи. Создавая подобного рода продукты и расширяя спектр предлагаемых услуг на финансовых рынках, конгломераты стали порождать риски, которые нужно было выявлять и ограничивать.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства, его роль в сбалансированном развитии экономики
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются и ...

Проблемы осуществления валютного контроля и валютного регулирования в Российской Федерации
В настоящее время можно говорить о двух принципиальных недостатках существующей модели валютного контроля. Первый - ведомственная разобщенность и отсутствие эффективной координации. Функции валютного контроля возложены в настоящее время на Банк России, ФТС, ФНС. Объем полномочий их различен. Вследс ...

Система и структура налоговых органов
Согласно Приказу ФНС РФ, к должностным лицам налоговых органов РФ относятся: В центральном аппарате ФНС Российской Федерации по налогам и сборам: - Министр Российской Федерации по налогам и сборам - Первый заместитель Министра Российской Федерации по налогам и сборам - Заместитель Министра Российск ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru