Влияние объединенного пенсионного фонда на программу народного IPO

Финансовая информация » Влияние объединенного пенсионного фонда на народное IPO » Влияние объединенного пенсионного фонда на программу народного IPO

Страница 2

В то же время произошло несколько вещей, которые испортили имидж само системы в глазах населения и привели к некоторым системным проблемам, которые «вшиты» в эту систему в данный момент. Сказав А надо было сказать Б, подобного рода система подразумевает развитый фондовый рынок.

За последнее десятилетие никаких конкретных усилий по развитию фондового рынка, кроме разговоров и достаточно постоянного ужесточения контроля за фондовым рынком не происходило. В результате этого фондовый рынок в Казахстане есть, другое дело, что он существует в Лондоне. И покупателями, и продавцами являются международные фонды, а профессиональные услуги брокеров, аналитиков предоставляют крупные банки и международные компании.

Пенсионная система, по сути, могла бы обеспечить главный драйвер ликвидности для фондового рынка, чем она де-факто не стала.

Второй момент связан с тем, что отсутствует должное количество инструментов на внутреннем рынке. Акций достаточно мало. Учет акций в условиях низкой ликвидности создает бухгалтерские проблемы для НПФ справедливой оценки тих инструментов. Истории с инфраструктурными облигациями последние несколько лет заканчивались не очень позитивно для индустрии. Не так много инфраструктурных проектов создано, которые использовали бы деньги НПФ. А там, где они использовались, происходили дефолты.

Во многом, думаю, виноваты сами НПФ. Те, кто знает рынок, знает, как много злоупотреблений происходило при заключении сделок, при формировании инвестиционных портфелей. Я так понимаю, это не секрет для правоохранительных органов. Это не было секретом и для регулятора в течение долгого времени. Тем не менее, необходимых выводов для улучшения корпоративного управления в НПФ за последние годы сделано не было. И в обществе возникли закономерные вопросы по поводу права на существование системы в том виде, в котором она есть.

Решение, которое принято. Неоднозначное. У меня ощущение, что когда принимали решение в отношении НПФ, не так много подумали по поводу развития фондового рынка, той же программы «Народного IPO». НПФ были главным драйвером программы «Народное IPO». И взяли подавляющую часть акций. Которые в рамках той системы, по крайней мере, в отношении КТО, были проданы.

Как будет выглядеть конфигурация этой программы в будущем – это большой вопрос, на который государственным органам, думаю, предстоит ответить.

По поводу управления иностранцами пенсионными деньгами, думаю, это из тех вещей, которых не надо было бояться достаточно давно. И если бы на местном рынке в Казахстане появились пенсионные фонды, управляемые иностранными компаниями, это было бы достаточно позитивно для всей индустрии и создало бы необходимую конкуренцию в рамках системы. Этого сделано не было, несмотря на попытки привлечь Европейский Банк Реконструкции и Развития в капитал ГНПФ. К этому привели ряд ужесточений в пенсионной системе, которые отнюдь не вызвали улучшения корпоративного управления. Но, по сути, отбили у профессиональных международных компаний всяческий интерес управлять пенсионными фондами здесь.

Думаю, объективной проблемой является размер пенсионных фондов. Потому что НПФ выросли до такого размера, где потребовался совершенно другой уровень экспертизы и компетенции для их управления. Зная, как управляются лучшие фонды в мире, не только пенсионные – хэдж-фонды, могу сказать, что, несомненно, необходимого технологического и профессионального уровня управления пенсионными деньгами, особенно, когда речь шла о покупке акций иностранных эмитентов, о покупке акций за рубежом, по сути, эта экспертиза оказалась недостаточна.

У меня даже сложилось очень субъективное впечатление, что многие НПФ покупали акции за рубежом. Немного как занимались шопингом в супермаркете. То есть покупали известные этим менеджерам бренды, акции этих компаний, мало задумываясь вообще о том, в какую сторону движется рынок и каковы тенденции его развития.

Участие пенсионных фондов в IPO стабилизирует скачки цен на акции. Казахстанские НПФ готовы принять участие в «народном IPO», возможно, они затратят даже больше средств на покупку акций, чем население. Топы фондов уверены, что никаких угроз в связи с реализацией ценных бумаг, как для населения, так и для пенсионных фондов, возникнуть не может.

По оценкам министра экономического развития и торговли Кайрата Келимбетова,

в казахстанский рынок коллективных инвестиций может быть вовлечено около $100–200 млн со стороны населения и порядка $200–300 млн от НПФ. Прогнозируемый размер средств, на которые казахстанские накопительные пенсионные фонды и население страны будут участвовать в «народном IPO», вполне адекватен, и хочется отметить, что для НПФ эта сумма не является фантастической. По данным Комитета финансового надзора Национального банка РК, совокупный размер чистых пенсионных активов НПФ Казахстана на 1 августа 2011 года – 2 трлн 501 млрд тенге, из них чуть более 159 млрд вложено в негосударственные ценные бумаги, акции (6,38%) и свыше 585 млрд – в корпоративные облигации (23,4%). Напомним, что год назад, 1 августа 2010 года, размер чистых пенсионных активов составлял около 2 трлн 054 млрд тенге, за год пенсионные активы отечественных НПФ выросли на более чем 20,7%. Принимая во внимание тот факт, что чистый ежемесячный приток средств в пенсионную систему РК составляет примерно 10 млрд тенге, то средств, которые надеется привлечь государство из активов НПФ, может хватить с избытком.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Методы определения потребности предприятия в оборотных средствах
Эффективное использование оборотных средств во многом зависит от правильного определения потребности в оборотных средствах. Занижение величины оборотных средств влечет за собой неустойчивость финансового положения, перебои в производственном процессе и снижение объемов производства и прибыли. Завыш ...

Виды и периодичность разрабатываемых финансовых планов
Предприятия самостоятельно определяют виды и периодичность разрабатываемых финансовых планов. Финансовый план хозяйствующего субъекта - это плановый документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Финансов ...

Система налогов Российской Федерации
Согласно ст. 12 Кодекса предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: • федеральные налоги и сборы; • налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные); • местные налоги и сборы. Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом и являются обязатель­ными к уплате на все ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru