Анализ возможностей предприятия повышения эффективности налогообложения ЕСН

Финансовая информация » Порядок исчисления и уплаты единого социального налога юридическими лицами » Анализ возможностей предприятия повышения эффективности налогообложения ЕСН

Страница 1

Налоговая нагрузка на фонд оплаты труда является весьма существенной для работодателей, которых закон обязывает взять на себя социальное обеспечение сотрудников. В настоящее время НК РФ предусматривает достаточно много вариантов налогообложения оплаты труда. Можно уплачивать ЕСН 26 % (или менее при использовании регрессии) и относить его к расходам при налогообложении прибыли. Можно производить выплаты за счет прибыли после налогообложения, тогда нет необходимости начислять ЕСН (ст. 238 НК РФ). Можно перейти на специальный налоговый режим (УСН, ЕНВД), который освобождает от уплаты ЕСН.

Однако специальные режимы могут использовать не все организации, а регрессия начинает проявляться при зарплатах выше 25 000 руб. в месяц (при такой величине заработка среднегодовой процент ЕСН составит не 26 %, а 24,9 %). По мере роста окладов эффект возрастает, но уменьшается количество работников, труд которых оплачивается столь высоко. Премирование из чистой прибыли также может использоваться достаточно ограниченно. Согласно статье 255 НК РФ в расходы на оплату труда должны включаться любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Чтобы премия не облагалась ЕСН, она не должна иметь признаков таких выплат. Кроме того, для большинства предприятий этот способ не является более экономным, чем уплата ЕСН.

Рассмотрим несколько схем снижения налогового бремени ЕСН на предприятие.

Так как по ЕСН предусмотрен ряд льгот для инвалидов, после его введения предприятиям со стороны общественных организаций инвалидов (ООИ) стали поступать предложения воспользоваться этими льготами. Организациям, заинтересованным в снижении налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, предлагается заключить с ООИ договор на оказание каких-либо услуг, а также оформить своих работников по договору подряда в эту ООИ. В результате организация выплачивает не зарплату работникам, а стоимость услуг в соответствии с заключенным хозяйственным договором. Выплаты, которые ООИ из полученных сумм осуществляет в пользу работников данного предприятия, не облагаются ЕСН (до 100 000 руб. в год на одного человека - подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ), но на них нужно начислить взносы на обязательное пенсионное страхование.

Однако, предлагаемая схема неприемлема по ряду причин:

Она носит фиктивный характер и значительно повышает налоговые риски организации. Компетентным органам не составит большого труда установить истинный характер этой сделки, ведь о нем будет осведомлен достаточно широкий круг лиц (работники, оформленные в общественной организации инвалидов).

Необлагаемые ЕСН выплаты ограничены суммой 100 000 руб. в год (около 8 333 руб. в месяц на каждого человека).

За свое участие в схеме ООИ назначает определенную плату, которая может быть весьма существенной.

По оценкам самих общественных организаций инвалидов экономия предприятий от использования подобной схемы составляет не более 15 % от фонда оплаты труда, то есть не более 15 000 руб. на одного работника в год.

Встречаются и иные налоговые схемы, использующие льготы для инвалидов, вплоть до перевода всей деятельности организации на дочернее предприятие, учрежденное общественной организацией инвалидов (принадлежащее ей на 100 %). Затем такое предприятие передается заинтересованному лицу в доверительное управление. Но в этом случае все виды рисков (претензии налоговых, иных компетентных органов, неисполнение общественной организацией взятых на себя обязательств не вмешиваться в деятельность дочернего предприятия и т. п.) несоизмеримо выше.

Отметим, что коллегия Счетной палаты РФ 1 апреля 2005 года рассмотрела аналитическую записку, посвященную анализу эффективности единого социального налога. В ней отмечалось, что цели, декларируемые при введении ЕСН, достигнуты не в полном объеме. В качестве одной из причин названо и предоставление льгот работникам, не являющимся инвалидами, но работающим в организациях инвалидов.

В соответствии с пунктом 1 статьи. 236 НК РФ не являются объектом налогообложения ЕСН вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям. Поэтому возник такой экзотический способ ухода от ЕСН, как принуждение работников оформлять статус предпринимателей. Затем организация заключает со своими бывшими работниками гражданско-правовые договоры, а ЕСН и другие налоги предприниматели должны уплачивать сами. При этом работодатель больше не несет по отношению к своим работникам никаких обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством. Но и предприниматель, в свою очередь, больше не находится в трудовом подчинении, не обязан соблюдать условия трудового договора и может в любой момент разорвать отношения с организацией.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Имущественные налоговые вычеты при приобретении недвижимого имущества
Учитывая, что обеспечение гражданами себя жилыми помещениями имеет важное социальное значение, федеральным законодателем предусмотрены льготы по налогообложению при приобретении жилых помещений в собственность. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ при определении размера налоговой базы на ...

Критерии отбора налогоплательщиков
Критерии отбора налогоплательщиков для налогового контроля, используемые налоговыми органами, условно можно разделить на 2 группы: 1. Критерии, основанные на цикличности во времени Критерии, основанные на знаниях и опыте работников налоговых органов. КРИТЕРИИ, ОСНОВАННЫЕ НА ЦИКЛИЧНОСТИ ВО ВРЕМЕНИ Д ...

Практика государственного регулирования бюджетного процесса в 2007 г
Общий объем доходов бюджета Санкт-Петербурга на 2007 год в сумме 208526,4 млн.руб. Общий объем расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2007 год в сумме 223605,1 млн.руб. Предельный размер дефицита бюджета Санкт-Петербурга на 2007 год в сумме 15078,7 млн.руб. Расходы бюджета Санкт-Петербурга на 2007 го ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.forteg.ru