Анализ возможностей предприятия повышения эффективности налогообложения ЕСН

Финансовая информация » Порядок исчисления и уплаты единого социального налога юридическими лицами » Анализ возможностей предприятия повышения эффективности налогообложения ЕСН

Страница 3

50 000 руб. х 20 % = 10 000 руб.

Следовательно, выгоднее воспользоваться расчетным вычетом, тогда сумма налога на доходы будет равна:

(50 000 руб. - 10 000 руб.) х 13 % = 5 200 руб.

Таким образом, предприниматель уплатит налогов:

3 300 руб. + 5 200 руб. = 8 500 руб.

На руках у него останется:

50 000 руб. - 8 500 руб. = 41 500 руб.

Общие потери организации и работника составят:

38 000 руб. + 8 500 руб. = 46 500 руб.

То есть на выплату 41 500 руб. затрачено 46 500 руб., коэффициент эффективности выплат равен:

41 500 руб. / 46 500 руб. = 89 %.

Коэффициент немного вырос, но работник получил на 2 000 руб. меньше, чем в первом варианте. Организация сэкономила 6 650 руб. (14,9 % по отношению к первому варианту).

Вариант 3 - предприниматель на упрощенной системе налогообложения, объект налогообложения - доходы

Предприниматель получит доход 50 000 руб. и уплатит в пенсионный фонд 150 руб. Налогоплательщики, применяющие этот вариант налогообложения, могут вычитать суммы обязательных пенсионных взносов из единого налога (но не более 50 % начисленного единого налога). Единый налог составит: 50 000 руб. х 6 % = 3 000 руб.

Из него можно в полной сумме исключить пенсионный взнос: 3 000 руб. х 50 % = 1 500 руб. > 150 руб.

Таким образом, всего предприниматель уплатит 3 000 руб. налогов. На руках у него останется 47 000 руб.

Общие потери организации и работника составят: 38 000 руб. + 3 000 руб. = 41 000 руб.

Коэффициент эффективности выплат составит:

47 000 руб. / 41 000 руб. = 115 %.

Организация сэкономила 6 650 руб., а работник - 3 500 руб. (получил на 8% больше, чем в первом варианте) без учета расходов на поддержание статуса предпринимателя.

Результат - эффективность выплат выше 100 % (то есть потери работодателя на их осуществление меньше, чем полученное работником) достигается за счет признания расходом при налогообложении прибыли у одной стороны той суммы, которая не облагается этим налогом у другой стороны. Если бы организация и коммерческий директор не подменили без достаточных на то оснований трудовые отношения гражданско-правовыми, и услуги оказывал подлинный предприниматель, этот результат был бы достигнут в полном соответствии закону.

Вариант 4 - предприниматель на упрощенной системе налогообложения, объект налогообложения - доходы минус расходы:

Так как расходы предпринимателя составят всего 150 руб. в виде уплаченного пенсионного взноса, этот режим менее выгодный. Единый налог будет равен:

(50 000 руб. - 150 руб.) х 15 % = 7 478 руб.

Всего предприниматель уплатит налогов:

150 руб. + 7 478 руб. = 7 628 руб.

На руках у него останется:

50 000 руб. - 7 628 руб. = 42 372 руб.

Общие потери организации и работника составят:

38 000 руб. + 7 478 руб. = 45 478 руб.

Коэффициент эффективности выплат составит:

42 372 руб. / 45 478 руб. = 93 %

Экономия организации прежняя, а работник получил на 1 128 руб. меньше, чем в первом варианте.

Напомним, что предприниматели обязаны ежегодно подавать декларацию по налогу на доходы физических лиц (п. 5 ст. 227 НК РФ) и являются объектами повышенного контроля со стороны налоговых органов. Кроме того, они вынуждены нести дополнительные издержки, связанные с предпринимательской деятельностью - расходы на регистрацию, содержание банковского счета и т.п.

Эффективность данной схемы зависит от размера выплат псевдопредпринимателям. В нашем примере максимальная премия за риск составила порядка 20 % фонда оплаты труда. Это позволило практически избежать налогового бремени в виде ЕСН. Но и величина риска весьма существенна, в данном случае она усугубляется наличием в действиях сторон очевидного сговора.

Вероятно, описанные способы ухода от ЕСН посредством заключения фиктивных сделок представляют собой менее серьезное нарушение закона, чем «обналичивание» средств (являющееся уголовно наказуемым деянием) и последующая их выплата работникам в конвертах. Однако данные манипуляции легко обнаруживаются при проверке. Люди, трудившиеся в организации долгое время, вдруг массово увольняются и продолжают на нее работать, но уже в качестве предпринимателей или сотрудников общественной организации инвалидов, которая с той же внезапностью начала активно оказывать услуги организации. Эти обстоятельства, несомненно, привлекут внимание проверяющих. А в их распоряжении, как правило, имеются способы выявить несоответствие реальных отношений сторон избранной форме договора.

Судебная практика в области налогообложения показывает, что государство больше не намерено мириться с такими вольностями налогоплательщиков. Если раньше при выявлении указанных нарушений контролирующие органы лишь пеняли налогоплательщикам, прикрывавшимся формальной свободой договора и законностью оформления сделок, то теперь в правовой оборот входят судебные доктрины «существа над формой», «деловой цели», «сделки по шагам» и т.п. В определении Конституционного Суда РФ от 08.06.2004 № 226-О вводится понятие антисоциальной сделки. Это сделка, совершаемая с целью, противной основам порядка и нравственности, которая может быть признана недействительной в соответствии со статьей 169 ГК РФ. Достаточными основаниями для признания сделки антисоциальной Конституционный Суд считает указание на мнимый характер сделки и ее цель - уклонение от уплаты налогов. При этом подтверждается право налоговых органов предъявлять иски о признании сделок недействительными, и, как следствие, о взыскании в пользу государства всего дохода, полученного по таким сделкам. Подобная мера, будучи примененной к организации, полностью перечеркнет любые выгоды от использования фиктивных договоров.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Правовая основа деятельности налоговых органов
Как установлено п. 1 ст. 1 Кодекса, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В пункте 1 ст. 1 Кодекса идет речь о совокупности законодательных актов федерального уровня, в то время как согласн ...

Количественные показатели развития малого бизнеса в РФ
Приступая к рассмотрению системы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации необходимо, прежде всего, четко представлять его место, роль и отличительные особенности, как в национальной, так и в мировой экономиках. Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственн ...

Оценка эффективности работы предприятия
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность деятельности предприятия. Важнейшим, среди которых является показатель прибыли. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru