Экономическая сущность налогов и их классификация

Финансовая информация » Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан » Экономическая сущность налогов и их классификация

Страница 2

3. Определенность налогов – непреложное равенство заранее установленных условий и требования, единообразие толкования и применения на всей территории страны и для всех хозяйствующих субъектов.

4. Минимум налоговых льгот. Помимо обоснованных исключений государство не должно поощрять или наказывать плательщиков через систему налогов. Для этой цели должны существовать специальные статьи в расходной части вместо сокращения налогов в доходной части бюджета. Необходимо избегать произвольного освобождения от налогов определенных продуктов, услуг, деятельности или социальных групп. Необходимо проводить государственное финансирование социальной политики, здравоохранения и развития культуры, но средства для этого нельзя получить путем манипуляции ставками налогов. Политическая власть не должна поддаваться давлению со стороны отдельных групп налогоплательщиков. Этот принцип важен также и с точки зрения рыночной экономик. Нет рынка без настоящих цен. Произвольные налоговые льготы проявятся в системе цен и не дают явного представления о реальной стоимости каждого продукта.

5. Экономическая приемленность – налоги не должны препятствовать улучшению функционирования экономики и росту капиталовложений. Нельзя облагать прогрессивным налогом тех, кто больше работает. Следует учитывать, каков будет эффект налогов на производительность, производство и капитальные вложения. Если эффект будет отрицательным хотя бы в одном из случаев, то такой налог лучше не применять.

6. Сопоставимость налоговых ставок по основным видам налогов с другими странами – партнерами данной страны по экономическим отношениям. Это необходимо для обеспечения паритета в привлечении инвестиций, а низкие ставки приведут к перетоку доходов в бюджеты стран, экспортирующих капитал, и отрицательно повлияют на бюджет страны – импортера капитала; высокие ставки будут препятствовать притоку иностранных инвестиций в экономику страны [3, с.109].

В законодательстве Казахстана о налогах и других обязательных платежах в бюджет оговорены также такие принципы, как обязательность налогообложения (что исходит из определения налога), определенность, единство налоговой системы (на всей территории государства и в отношении всех налогоплательщиков), справедливость, гласность налогового законодательства.

Налоги можно классифицировать по разным принципам:

- от объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства,;

- по использованию;

- от органа, взимающего налог;

- по экономическому признаку [4, с.109].

По первому признаку налоги подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или на имущество (налог на прибыль, на имущество, землю, подоходный).

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальным облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования; к реальным прямым налогам относятся земельный, имущественный, промысловый, на денежный капитал.

В личных налогах учитывается не только доход, но и финансовое положение плательщика, например семейное положение; к ним относятся подоходный налог, налог с наследств и дарений, подушный и др.

Косвенные налоги взимаются опосредственно – через цены товаров, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству.

При признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются. Специальные налоги имеют строго определенное назначение (например налог на транспортные средства, налог на приобретение транспортных средств, ранее используемые для реформирования дорожного фонда).

В зависимости от органа, взимающего налоги и распоряжающегося ими, различаются центральные (общегосударственные) и местные налоги.

По экономическим признакам объекта различаются налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения; во втором случае – это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Основные цели финансового планирования
В процессе финансового планирования определяются не только движение денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения, и различные стоимостные пропорции. Объектами финансового планирования на предприятиях являются его финансовые ресурсы, капитал, фонды денежных средств, доходы, финансо ...

Анализ источников формирования прибыли предприятия
ФГУП УПС «Башкортостан почтасы» с 1 января 2010 года вошло в состав ФГУП «Почта России», утратив статус самостоятельного юридического лица, но сохранив название. Тем самым была поставлена точка в конфликте между федеральным центром и Башкортостаном, который в течение семи лет отказывался передавать ...

Сущность и организация налично-денежного оборота в Украине
Налично-денежный оборот представляет собой процесс движения наличных денежных знаков (банкнот, казначейских билетов, разменной монеты). Именно этот оборот обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения. Именно в налично-денежный оборот складывается постоянно повторяющ ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru