Понятие, задачи, роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества

Финансовая информация » Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан » Понятие, задачи, роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества

Страница 2

Исторически налоги рассматривались и существовали как податные системы. Само их существование порождено необходимостью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на низ налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.

Налоги играют важную роль в социальной жизни. О них спорят на заседаниях парламентов и правлений партий, их обещают снизить во время предвыборных компании, и часто повышают между выборами. Большинство граждан считают, что они платят слишком высокие налоги, что другие социальные группы платят слишком низкие налоги и что государство расходует не достаточно средств для обеспечения их материального благосостояния и чересчур много отдает другим [10, с. 90].

Теоретический потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой свойственны определенные функции. Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения дает представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы (приложение 1).

Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию «налогообложение» мы уже воспринимаем как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить цели – значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая.

Сущность налоговой системы проявляется в ее функциях. В числе налоговых функций ученые называют: фискальную, перераспределительную, контрольную, регулирующую.

Исторически первой является фискальная функция, обеспечивающая поступление средств государственный бюджет. По мере развития товарно – денежных отношений эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов. Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимы потребности. Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия в этой функции определяются долей налогов в валовом национальном продукте; она показывает степень огосударствления национального дохода: эта доля составила 19,7% в 1997 г., 16,6 - в 1998г., 17,4-в 1999г., 22,6 - в 2000г., 19,3 - в 2001г. (а с учетом Национального фонда - 25,0%), в 2003г. - 21,3% (25,3% с Национальным фондом Республики Казахстан).

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Инструменты кредитно - денежной политики
К инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений[8]. Термин "рефинансирование" означае ...

Основные направления налогового контроля игорного бизнеса
Налоговый контроль игорного бизнеса осуществляется в следующих видах: - предварительный контроль; - текущий контроль; - последующий контроль. Виды налогового контроля в виде схемы представлены в Приложении В. Предварительный налоговый контроль осуществляется в следующих формах: - регистрация в нало ...

Разработка рекомендаций, направленных на улучшение финансового состояния предприятия
По результатам проведенной оценки финансового состояния ЗАО ПГ «Метран» можно сделать следующие выводы. В анализируемом периоде (конец 2008-2009 годов) имущественная база предприятия увеличилась, на что повлияло в большей степени увеличения оборотных активов. В составе оборотных активов существенну ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru