Анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 1995 – 2009гг

Финансовая информация » Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан » Анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 1995 – 2009гг

Страница 3

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 07.07.2006 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» с 1 января 2008 года применяется нижеследующая единая шкала ставок социального налога для всех категорий работников, в т.ч. иностранных специалистов.

Причем в целом ставки социального налога по сравнению с 2007 годом снижены. При этом, сохранился порядок формирования шкалы ставок в зависимости от годового расчетного показателя, который определяется как 12 - кратный месячный расчетный показатель. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 декабря 2007 года «О республиканском бюджете на 2008 год» месячный расчетный показатель составляет 1168 тенге, а годовой расчетный показатель составляет - 14016 тенге [15].

Таким образом, ставки социального налога на 2008 год для юридических лиц – резидентов Республики Казахстан, а также нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы и представительства выглядят следующим образом (Таблица 1):

Таблица 1 – Единая шкала ставок социального налога для всех категорий работников

Облагаемый доход работника

Ставка

1

до 15-кратного годового расчетного

показателя (до 210 240 тенге)

13 процентов с суммы облагаемого дохода (27 331 тенге)

2

от 15-кратного до 40-кратного годового расчетного показателя (от 210 240 тенге до 560 640 тенге)

сумма налога с 15-кратного годового расчетного показателя + 11 процентов с суммы, превышающей его (27331 тенге +11 процентов с суммы, превышающей 210 240тенге)

3

от 40-кратного до 200-кратного годового расчетного показателя

(от 560 640 тенге до 2 803 200 тенге)

сумма налога с 40-кратного годового расчетного показателя + 9 процентов с суммы, превышающей его (65 875 тенге +9 процентов с суммы, превышающей 560 640 тенге)

4

от 200-кратного до 600-кратного годового расчетного показателя (от 2 803 200 тенге до 8 409 600 тенге)

сумма налога с 200-кратного годового расчетного показателя + 7 процентов с суммы, превышающей его (267 705 тенге + 7 процентов с суммы, превышающей 2 803 200 тенге)

5

от 600-кратного годового расчетного показателя и свыше (8 409 600 тенге и свыше)

сумма налога с 600-кратного годового расчетного показателя + 5 процентов с суммы, превышающей его (660 153 тенге + 5 процентов с суммы, превышающей 8 409 600 тенге)

Источник: По данным Закона Республики Казахстан от 6 декабря 2007 г. «О республиканском бюджете на 2008 год ».

Меры по изменению социального и индивидуального подоходного налога, кроме задачи общего облегчения налогового бремени, должны, по мнению авторов закона, вывести бизнес из тени. С 1 января 2007 года законом ввелась фиксированная ставка индивидуального подоходного налога на уровне 10% для всех физических лиц вместо действующей прогрессивной шкалы ставок от 5 до 20%. Чтобы компенсировать рост ставки налогов с 5 до 10% , а это граждане, получающие зарплату от 20 до 50 тыс. тенге, из облагаемого дохода исключается минимальный размер заработной платы (9200 тенге) на одного работника вместо месячного расчетного показателя. Это привело к тому, что наибольший уровень налоговой нагрузки будет у тех, кто получает ежемесячный доход от 50 до 60 тыс. тенге, для них налог увеличился на 245 тенге. Наибольший же профит получили те, кто получает от 150 тыс. тенге, для них налоговая нагрузка реально сократилась (от 2500 тенге на зарплату 150 тыс. до 10 тыс. тенге для людей, имеющих доход 350 тыс.) Причем если доход свыше 80 тыс. тенге получают лишь около 30% работающих граждан (чуть более 1 млн человек из 4,5 млн официально работающих), то потери бюджета от введения плоской шкалы будут составлять около 28 млрд тенге. В связи с этим возникает вопрос: какой смысл вводить данную поправку? Если ее единственным реальным результатом станет увеличение налоговой нагрузки на наиболее сознательную часть граждан, составляющих ядро среднего класса, который мы так стремимся сформировать, то вряд ли оправданны надежды, что таким образом можно уменьшить количество применяемых зарплатных схем и «конвертной» зарплаты. Крайне наивно полагать, что число граждан, получающих средний ежемесячный доход более 80 тыс. тенге, у нас существенно больше официальных 30%. Гораздо более реальным шагом на пути к уменьшению «серой» части доходов граждан представляется другая норма закона, а именно изменение шкалы социального налога. Правда, ввелся он в отличие от ставки индивидуального подоходного налога лишь с 1 января 2008 года. При этом действующая методика расчета социального налога не изменилась, изменились лишь ставки. От 13 −процентной максимальной до 5%. Общее снижение социального налога правительство оценивает в среднем в 30%. Это, безусловно, может стать стимулом для работодателей к повышению заработной платы работников. «Под 20−процентный социальный налог подпадают сейчас, как правило, средние компании, которых очень много. Если, допустим, на предприятии средняя зарплата 36 тыс. тенге, то ставка социального налога будет 18%. Это, конечно, для наших компаний много. Кроме того, ставка этого налога очень чувствительна для IT-компаний, а также для всех, у кого высокий удельный вес зарплаты, а это, как правило, новые, динамичные компании. Поэтому предприниматели давно просили пересмотреть ставки. Мы пошли им навстречу. Сейчас социальный налог составляет в среднем 15–16%, после введения новой шкалы будет примерно 10–12%».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Понятие безналичного денежного оборота и его роль в экономике
Денежное обращение (денежный оборот) – это процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной формах. Денежное обращение подразделяется на налично-денежное и безналичное. Налично-денежное обращение – это движение наличных денег, обслуживающих в основном розничный товарооборот. С ...

История формирования и правовой статус Счетной палаты РФ
Прообразом Счетной палаты в России считается Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ), учрежденный 10 марта 1656 г. (23 марта по новому стилю) указом царя Алексея Михайловича. Этот день празднуется как день рождения всех государственных контрольных органов страны, в том числе – Счетной палаты Ро ...

Основные показатели финансовых прогнозов и методы их расчёта
Прогноз – это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или иной форме суждения о возможном состоянии организации (фирмы) в будущий период времени. Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования на предприятии (т.е. со ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru