Основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан

Финансовая информация » Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан » Основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан

Страница 1

Современная налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей в Советском Союзе налоговой системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в казахстанской экономике. Разработчики экономических реформ по программе МФ и те, кто начал внедрять эти реформы в казахстанскую экономику, идеализировали рыночную систему, фактически превратили формирование последней в самоцель. Считалось, что при переходе к рынку достаточно добиться либерализации экономики, ее открытости и макроэкономической стабильности любыми средствами, а затем рынок разрешит автоматически все проблемы. Некоторые экономисты в то время предостерегали от подобного подхода, считая более приемлемым для Казахстана проведение реформ в планово-рыночном направлении – как это имело место в Японии, Китае и других странах, фактически получалось так, что богатый опыт и специфика экономики Казахстана оказались не востребованными. Впоследствии это отрицательно сказалось на ходе реформ в целом.

Теоретически при осуществлении перехода к рынку можно было бы просто скопировать налоговые законы, действующие в странах Западной Европы. Однако налоговые страны Западной Европы сложились в результате десятилетий функционирования рынка, действуют в относительно устойчивой экономике (низкий темп инфляции, рост объемов производства, стабильные экономические структуры). Такой экономической ситуации на начало проведения рыночной реформы в Казахстане просто не было.

По оценкам различных международных организаций, налоговое законодательство Республики Казахстан является лучшим среди стран СНГ. У нас есть единый Налоговый Кодекс, электронная налоговая отчетность, да и сами ставки налогов небольшие: 10 процентов, к примеру составляет подоходный, а НДС с 1 января текущего года – 13 процентов. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 07.07.2006 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» с 1 января 2008 года ставка НДС составила 13 процентов. При этом нужно обратить внимание, что в 2007 году ставка НДС составляла 14 процентов, а с 1 января 2009 года ставка НДС составляет 12 процентов [13] .

Проблемы, естественно, тоже имеются - одни недовольны размером штрафных санкций за неуплату налогов, другие сложностью формулировок законодательных актов по вопросам налогообложения, из – за чего происходят ошибки в ходе уплаты и начисления налогов. Предприниматели, в свою очередь ратуют за снижение корпоративного налога и НДС, просят сократить налоговые режимы. Работа по совершенствованию налоговой системы ведется регулярно, изменения происходят каждый год. Вот и сейчас в правительстве и парламенте Казахстана идет обсуждение новых поправок в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения, которые предполагают увеличение ставки налога на имущество и дорогостоящую недвижимость. Законопроект содержит также поправки, ограничивающие внешние заимствования и применения специального налогового режима [14, с.79].

Переход к рынку любой ценой потребовал принятия законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкций, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять этой системой, а также создания надлежащего налогового механизма. и т.д.).

Существенно изменилась экономическая суть многих ранее действовавших налогов (налог на прибыль, акцизы, подоходный налог с физических лиц и др.).

С момента введения ныне действующей налоговой системы прошло более трех лет. За это время в политике, экономике, социальной сфере произошли огромные качественные изменения. Прежде всего, следует отметить, что процесс перехода экономики Казахстана к рынку проходит, к сожалению, весьма болезненно, с рядом крупных ошибок. Главная из них – большой акцент на разрушение старого вместо созидания нового, и как следствие – налоговая система пока не стала действенным инструментом повышения эффективности экономики Казахстана.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Понятие и структура системы социальной защиты, пенсионное обеспечение как ее элемент
Социальной защитой являются определенные обязательства государства и общества перед своими гражданами, и в первую очередь, наиболее уязвимыми группами населения, населения с низкими доходами - детьми, престарелыми, инвалидами, многодетными семьями, матерями-одиночками, молодежью. Иными словами, соц ...

Формирование и оптимизации структуры финансовых активов организации
Активы – это имущество организации. Оно состоит из внеоборотных и оборотных активов. Во внеоборотные активы входит стоимость: нематериальных активов; основных средств, в том числе земельных участков; капиталовложений в незавершенное создание объектов основных средств; долгосрочных финансовых вложен ...

Сущность, признаки и функции финансов
По вопросу происхождения термина "финансы" существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством [27, с.25]. Другие ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru