Формирование системы налогообложения

Финансовая информация » Анализ регулирования налогообложения государства » Формирование системы налогообложения

Страница 1

Формирование системы налогообложения как составной части налоговой системы после введения части первой НК РФ связано с налоговой реформой, основные цели которой состояли в снижении налогового бремени экономики и его структурной перестройке, оптимизации количественного и качественного состава налогов и сборов.

В начале 2001 года в своем Послании Федеральному собранию РФ Президент Российской Федерации В.В. Путин в связи с проведением кардинальной налоговой реформы выделил и подчеркнул стратегический приоритет – рациональное, справедливое обложение природных ресурсов – основного богатства России, недвижимости, а также последовательное снижение налогообложения нерентных доходов, окончательная ликвидация налогов с оборота.[2]

В течение последующих лет были отменены различные налоги и сборы, в том числе не связанные с результатами деятельности, но привязанные к объемам оборота: налог на пользователей автомобильных дорог (ставка – 2,5 % выручки от реализации товаров и услуг), налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (ставка – 1,5 % выручки от реализации товаров и услуг), налог с продаж (ставка – 5% от стоимости реализации товаров и услуг). Были отменены десятки других малозначительных налогов и сборов, снижены ставки по ряду оставшихся налогов: налогу на прибыль – с 35% до 24% с 2002 г.; налогу на доходы физических лиц – вместо прогрессивной шкалы от 12% до 35% установлена пропорциональная ставка 13% (в части обложения трудового дохода); единому социальному налогу – с 39% до 35,6% с 2001 года и 26,0% с 2005 года; налогу на добавленную стоимость – с 20% до 18% .

Взамен малозначимых платежей за пользование природными ресурсами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы с 2002 года введен налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 части второй НК РФ), также изменены основные элементы регионального налога на имущество организаций (сужен объект налогообложения за счет изъятия запасов и затрат, но увеличена ставка налога – с 2,0 % до 2,2 %).

В силу различных политических и экономических интересов преобразования в российской политике налогообложения носят скорее спорадический характер нежели системный. Как известно, окончательным критерием жизнеспособности и эффективности проводимой налоговой реформы выступает практика. Любой закон о налогах только тогда станет действенным механизмом преобразований, когда будучи встроенным в реальные воспроизводственные процессы, будет способствовать развитию общественного производства.

В Послании Федеральному Собранию РФ в мае 2004 года Президент РФ В.В. Путин отметил, что преобразования в налоговой сфере за последние четыре года уже стали «приносить результаты – выросла собираемость налогов, снизились масштабы уклонения от их уплаты, уменьшилось налоговое бремя экономики».[3] И чтобы перейти к эффективной налоговой системе необходимо, чтобы налоговая система стала справедливой и не позволяла уклоняться от налогов, была бы более благоприятной для инвестирования и развития бизнеса, и способствовала формированию конкурентоспособности российских организаций и экономики в целом.

Система налогообложения характеризуется рядом показателей, в числе которых:

· количественный состав налогов и сборов;

· количественный состав и структура налогоплательщиков;

· налоговый потенциал экономики;

· налоговое бремя экономики;

· собираемость налогов и сборов;

· состояние налоговой дисциплины.

Рассмотрим перечисленные характеристики применительно к налоговой системе Российской Федерации.

В Российской Федерации на начало 2012 г., исходя из федеративного устройства государства, установлены и введены в действие 9 федеральных налогов и сборов, 3 региональных и 2 местных налога, т.е. всего 14 по сравнению с 51 на начало 1999 г. (из которых 22 федеральных, 6 региональных, 23 местных).

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы на отдельные виды товаров;

3) налог на прибыль организаций;

4) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

5) единый социальный налог (ЕСН);

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина;

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) транспортный налог;

3) налог на игорный бизнес.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Кроме перечисленных налогов в налоговой системе РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, применяемые организациями определенных масштабов и отраслевой принадлежности и индивидуальными предпринимателями (без образования юридического лица):

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Плательщики НДС. Объект обложения, облагаемый оборот
Круг плательщиков НДС очень широк. Ими выступают все организации (госу­дарственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и об­щества, учреждения) независимо от форм собственности и ведомственной при­надлежности, имеющие статус юридического лица, согласно законодательству Российско ...

Понятие налогового контроля
В соответствии со ст.82 НК РФ под налоговым контролем признается - деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Исходя из данного определения, целью всех мероприятий налогового кон ...

Управление дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность – это сумма долгов, причитающихся предприятию от юридических и физических лиц при финансовых отношениях с ними. Она является составной частью оборотных средств предприятия. Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru