Перспективы развития валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации

Финансовая информация » Механизм продажи резидентами выручки от экспорта товаров на внутреннем валютном рынке » Перспективы развития валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации

Страница 1

Валютное регулирование – часть валютной политики страны, поэтому изменение валютного режима нельзя проводить автономно. В любом случае либерализация подчиняется стратегическим задачам национальной валютной политики и соответственно отвечает долгосрочным национальным интересам. Сильный, устойчивый рубль – неотъемлемое условие нормального развития российской экономики. Чтобы курс рубля был предсказуем – а это важно как для отечественных, так и зарубежных инвесторов – необходимо позаботиться о равновесии спроса и предложения на валютном рынке. При этом следует заметить, что норматив обязательной продажи валютной выручки – не единственный инструмент валютного регулирования. Если есть потребность усовершенствовать систему валютного регулирования, ее следует усовершенствовать целиком, используя весь набор средств, в том числе заполнив пустоты в законодательстве. /5/

В настоящее время назрела потребность в коренной ломке подхода к организации валютного регулирования и валютного контроля. И связано это с тем, что в качестве безусловного приоритета выдвигается задача противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем. По своим масштабам она является общемировой, но для России приобретает особое значение./6/

С учетом сказанного, реформирование системы валютного регулирования и валютного контроля могло бы включать в себя следующие принципиальные положения.

1. Концентрация полномочий по валютному контролю и противодействию незаконному вывозу капитала в руках одного органа, который бы совмещал в себе функции центра по сбору и обработке финансовой информации, связанной с утечкой и отмыванием капиталов, и финансовой полиции. По такому пути пошла борьба с отмыванием капиталов: Франция (Тракфин), Гонконг (Объединенное агентство финансовых расследований), Нидерланды (Офис по регистрации подозрительных операций), Испания (Исполнительное агентство Комиссии по предотвращению отмывания капиталов). США и Германия, избравшие вначале путь множественности государственных служб, ответственных за сбор и анализ финансовой информации, уже пришли к выводу о необходимости создания единого органа: соответственно ФинСен и Федеральное ведомство по надзору за кредитной системой. Основываясь на международном опыте, можно утверждать, что формирование такого Центра создаст условия для эффективной борьбы с отмыванием капиталов и координации работы по валютному контролю. Одной из задач Центра могла бы стать целенаправленная проверка происхождения инвестиций, направляемых в Российскую Федерацию.

2. Передача функций валютного регулирования в исключительную компетенцию Банка России. Целесообразность такой меры объясняется тем, что в соответствии с законодательством на Банк России возложены функции реализации политики обменного курса, управления золотовалютными резервами и составления платежного баланса страны. Тем самым Банк России в максимальной степени отвечает требованиям, которые предъявляются к органу валютного регулирования.

3. Углубление сотрудничества с органами валютного контроля и противодействия отмыванию денег за рубежом путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений в области борьбы с незаконными валютными операциями и возврата незаконно вывезенных капиталов./11/

Любое кардинальное решение в области валютного рынка должно предварительно проходить тщательную совместную экспертизу научных институтов, регулирующих государственных органов, представителей бизнеса в лице профессиональных организаций с точки зрения оценки последствий реализации задач, сформулированных в валютной стратегии страны.

Система валютного регулирования и контроля в Российской Федерации (фактически функционирующая по принципу "латания дыр") может быть усилена с точки зрения эффективности несколькими способами. /8/

Приступая к реформированию системы валютного регулирования и контроля, необходимо учитывать несколько общих концептуальных принципов, которые не были учтены при ее создании и эволюции. Во-первых, правила режима валютного контроля должны быть изложены в систематичной, четкой и, что немаловажно, исключающей множественность толкований форме. Во-вторых, режим валютного контроля по возможности не должен создавать существенных затруднений для легальной коммерческой деятельности законопослушных хозяйствующих субъектов. /8/

Ряд проблем в области валютного контроля и регулирования подлежит решению в максимально короткие сроки. Так, например, должна быть абсолютная уверенность в том, что уполномоченные банки применяют и полностью следуют установленным правилам валютного контроля. В настоящее время некоторые банки, обладающие валютной лицензией, но имеющие сомнительную репутацию, не могут быть полноценными агентами валютного контроля. Соответственно Банк России вправе инициировать процедуру перелицензирования уполномоченных банков, предусматривающую использование более строгих критериев при выдаче новых лицензий./6/

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Анализ прибыли (убытка) отчетного года проводится по данным формы «Отчет о прибылях и убытках». Основные финансовые результаты – прибыль от реализации и балансовая прибыль. Факторный анализ этих показателей проводится при помощи метода цепных подстановок (табл. 1). Для оценки влияния факторов на ве ...

Совершенствование механизмов для развития системы малого предпринимательства
Рассматривая законодательные документы, необходимо отметить, что регламентирование деятельности малых предприятий осуществляется в хронологическом порядке. Этапы более раннего закрепления развития малого предпринимательства отражены в приложении. К более поздним нормативным документам относятся: За ...

Расчет потребности в финансировании образовательных учреждений
Несмотря на то, что общая схема определения потребности системы образования в бюджетных средствах представляется достаточно понятной, расчет потребности в бюджетных средствах является трудоемкой и сложной работой. Основными исходными данными для расчета потребности в финансировании являются следующ ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru