Сущность, функции, виды денег

Финансовая информация » Происхождение и сущность денег » Сущность, функции, виды денег

Страница 2

В случаях одинаковых цен на отдельные виды товаров преимущества имеют производители, у которых затраты на изготовление товаров ниже общественно необходимых. Напротив, у производителей, у которых затраты на изготовление товаров выше общественно необходимых, возникают потери вплоть до того, что они вынуждены сократить или прекратить производство таких товаров. В этом проявляется активность воздействия денег, благодаря применению которых стимулируется снижение издержек на изготовление товаров.

Вместе с тем, когда речь идет об измерении величины стоимости товара, то имеется в виду ее выражение в ценах, которые характеризуют еще относительный уровень цены по сравнению с ценами других товаров. Здесь нет ничего необычного, поскольку и в некоторых сферах человеческой деятельности применяется метод измерения в относительных величинах. Иными словами, цены товаров отражают не только абсолютную, но и относительную величину их стоимости, а также соотношения стоимости различных товаров.

Некоторые затруднения определения цены товара возникают в связи с переходом от применения денег, обладающих собственной стоимостью, к использованию денежных знаков, не разменных на золото. При применении полноценных денег имеются достаточные основания установления цены товара исходя из соотношения стоимости товара к стоимости денежной единицы.

К тому же при использовании полноценных денег обычно фиксируется золотое содержание (вес) денежной единицы, что позволяет применять такую величину в качестве масштаба цен.

Однако если в современных условиях вместо полноценных денег повсеместно используются денежные единицы, не обладающие собственной стоимостью, то установление цен существенно осложняется. Тем не менее и неполноценные деньги используются для установления цен. По этому вопросу пока еще не существует исчерпывающего, приемлемого объяснения. Так, определенное распространение получила точка зрения, согласно которой в процессе ценообразования может участвовать не реальное, а мыслимое золото; соответственно в процессе ценообразования нет необходимости использовать полноценные деньги.

В экономической литературе по этому вопросу существуют различные мнения. Одни авторы считают, что неполноценные деньги являются представителями золота и замещают его во всех функциях, в том числе и в функции меры стоимости. При этом определенное влияние на уровень цен оказывают изменения цены золота. Другие авторы высказывают мнение о возможном использовании денег для ценообразования в связи с наделением их правом служить законным средством платежа. Иногда обращается внимание на то, что соотношение цен на различные товары определяется и на основе сложившихся традиций.

В связи с рассматриваемыми вопросами большое значение имеет масштаб цен. При применении полноценных денег в законодательном порядке определяется весовое содержание золота в денежной единице. Эта величина используется в качестве масштаба цен; устанавливаемые цены увязываются с содержанием золота в денежной единице.

Вследствие отмены фиксированного золотого содержания денежной единицы и перехода к неполноценным денежным знакам возникли некоторые особенности характеристики масштаба цен. По этому вопросу сложились различные точки зрения.

Одна из них состоит в том, что неполноценные деньги выступают представителями золота и, соответственно, при увеличении массы таких денег в обороте каждая из денежных единиц представляет меньшую величину золота. Можно было бы с определенными оговорками согласиться с такой точкой зрения, если бы удалось (что маловероятно) определить ту величину золота, которую представляют неразменные на золото деньги.

Другая точка зрения заключается в возможности определения масштаба цен при применении не разменных на золото денег исходя из уровня прожиточного минимума одного человека. Сторонники такой точки зрения принимают следствие (изменения прожиточного минимума, учитывающего изменения цен) за исходную величину определения стоимости денежной единицы. К тому же здесь величина масштаба цен характеризуется исходя из изменений цен товаров личного потребления и не учитывает изменения цен товаров производственного назначения. Вполне возможно, что масштаб цен, уровни и соотношения цен различных товаров основываются в значительной мере на традиционных соотношениях, существовавших при применении полноценных денег. При этом необходимо иметь в виду, что изменения цен происходят не только в связи с изменениями масштаба цен, инфляционными процессами, но также в связи с изменениями стоимости товаров. Вместе с тем пока еще в этом вопросе отсутствует необходимая ясность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Понятие и особенности финансовой стратегии
Финансовая стратегия – это генеральный план действий предприятия, охватывающий формирование финансов и их планирование для обеспечения финансовой стабильности предприятия. Она включает в себя планирование, учет, анализ и контроль финансового состояния, а так же оптимизацию основных и оборотных сред ...

Государственный и муниципальный финансовый контроль: сущность, функции, виды, роль в экономике
Государственный и муниципальный финансовый контроль — контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения, использования денежных доходов государства и ...

Основы составления проектов бюджетов в Российской Федерации и порядок составления проекта федерального бюджета
оставлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти ос ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru