Выбор финансовых коэффициентов

Финансовая информация » Анализ финансового состояния предприятия и пути его улучшения » Выбор финансовых коэффициентов

Страница 1

Чтобы определить, какие показатели нужно рассчитывать, следует сначала проанализировать стратегию компании и цели, которые она хочет достичь. Затем выявляются коэффициенты, которые следует рассчитывать, и устанавливаются их нормативные значения. Эта работа обычно выполняется в рамках проекта постановки управленческого учета, бюджетирования или системы сбалансированных показателей. Если же набор показателей взять из учебника по финансам, то такой финансовый анализ не принесет предприятию никакой пользы [17].

Периодичность проведения финансового анализа зависит от требований топ-менеджмента, а также от возможностей компании по сбору данных для управленческой отчетности. Поскольку у большинства российских компаний данные управленческого учета базируются на данных бухгалтерского учета, им имеет смысл проводить финансовый анализ раз в квартал одновременно с полным подведением итогов периода бухгалтерией. Компании с развитой информационной поддержкой бизнеса имеют возможность отслеживать финансовые показатели ежемесячно, еженедельно и даже ежедневно.

Количество финансовых показателей, которые можно использовать при оценке оперативной деятельности компании, достигает 200, однако применять даже половину из них нецелесообразно, поскольку сбор и обработка информации в этом случае будут занимать слишком много времени. Поэтому для пользователей одного уровня, как правило, достаточно 5-7 коэффициентов, которые отражают области финансовой деятельности, оказывающие наибольшее влияние на эффективность их работы. Например, для компаний, стремящихся выйти на рынок капитала, важно отслеживать показатель EBITDA (прибыль за вычетом налогов и амортизационных отчислений). А для предприятий, активно использующих заемный капитал, актуальны показатели ликвидности, коэффициенты эффективности использования собственного и заемного капиталов [18].

Большинство профессиональных кредиторов (банки, инвестиционные компании) предъявляют список коэффициентов, характеризующих заемщика, при принятии решения о предоставлении кредита и требуют регулярно их рассчитывать. Компании с развитым финансовым управлением вычисляют размер EVA2, однако пока этот показатель не очень популярен среди российских предприятий, так как подразумевает достаточно сложный расчет стоимости капитала и ставок дисконтирования.

В некоторых отраслях имеет смысл использовать финансовые показатели в расчете на единицу продукции - например, в российских нефтяных компаниях (как крупных, так и небольших по объемам добычи), применяются как общие показатели OPEX (операционные затраты на добычу), так и CAPEX (сумма капитальных вложений в каждый проект), так и эти же показатели в расчете на баррель добываемой нефти за период. Аналогичным образом некоторые торговые компании рассчитывают логистические затраты, приходящиеся на конкретные товары.

Выбор показателей, необходимых для анализа финансового состояния компании зависит от экономического обоснования применимости этих показателей. Как правило, в каждой из четырех названных областей финансового анализа берутся один-два коэффициента. Например, нет смысла говорить об определении ликвидности предприятия по шести показателям, поскольку ликвидность как таковая у него одна. Но выбор коэффициента для оценки ликвидности конкретного предприятия будет зависеть от того, какой участок для этого предприятия наиболее критичен, от условий ведения бизнеса и достоверности информации, которую предстоит оценить [13, 325].

Для каждого предприятия можно вычислить как «быструю» ликвидность, учитывая только денежные средства, так и текущую ликвидность, при расчете которой учитывается величина запасов, дебиторской и кредиторской задолженностей, и т. д. Однако если запасы предприятия неликвидны, то есть их нельзя быстро продать или пустить в производство и они не способствуют повышению ликвидности компании, то их нельзя учитывать при расчете соответствующего коэффициента. Если же предприятие находится в сложных отношениях с остальными предприятиями группы компаний и дебиторская задолженность у него внешняя, а кредиторская — внутренняя, то в коэффициент ликвидности нельзя включать и эти показатели. Поэтому при управлении этим предприятием можно опираться только на быструю ликвидность.

Способы расчета коэффициентов должны зависеть и от учетной политики компании, и от значимости отдельных элементов финансовой отчетности в общем обороте.

Наиболее подходящие показатели для расчета финансового состояния компании ООО «Ставрос», приведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Финансовые показатели, используемые для управления компанией

Показатели

Алгоритм расчета

Чистые активы

Активы за вычетом краткосрочных обязательств

EBITDA

Сумма операционной прибыли и амортизационных отчислений

Коэффициент финансовой устойчивости

Отношение собственных средств к общей сумме активов

Коэффициент финансовой зависимости

Отношение заемного и собственного капиталов

Коэффициент инвестирования

Отношение внеоборотных активов к собственному капиталу

Коэффициент финансирования

Отношение собственного капитала к заемному

Коэффициент отношения EBITDA к уплачиваемым процентам

Отношение операционной прибыли к уплачиваемым процентам

Коэффициент отношения величины долгосрочных займов к EBITDA

Отношение величины долгосрочных займов и кредитов к операционной прибыли

Коэффициент текущей ликвидности

Отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам)

Рентабельность продаж, %

Отношение прибыли от реализации к выручке от реализации

Рентабельность активов, %

Отношение чистой прибыли к среднегодовой величине активов

Рентабельность собственного капитала, %

Отношение чистой прибыли к собственному капиталу

Рентабельность основной деятельности, %

Отношение чистой прибыли к собственному капиталу

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Экономическое значение финансовых ресурсов, их виды и признаки
Финансы являются частью экономических отношений в обществе, однако на практике мы имеем дело не с абстрактными отношениями, а с реальными денежными средствами. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств в форме доходов, поступлений и нак ...

Порядок исчисления акцизов
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые или адвалорные ставки, определяется по формуле: А=НБ*Cm (1.1.) где: А — сумма акциза; НБ — налоговая база (в рублях либо в натуральном выражении); Cm — ставка налога (в процентах или в рублях за единицу продукции). Сумма а ...

Налогообложение в РФ
База для действующей в настоящее время системы налогообложения России были заложены в 1992 году. В это время был принят ряд законов Российской Федерации об отдельных видах налогов и сборов, основные принципы которых сохранены. Законодательной базой построения налоговой системы России является Налог ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.forteg.ru