Пути совершенствования управления дебиторской задолженностью

Финансовая информация » Анализ финансового состояния предприятия и пути его улучшения » Пути совершенствования управления дебиторской задолженностью

Страница 1

Вышеприведенные расчеты показали, что «узким» местом в финансовой деятельности компании является абсолютный рост дебиторской задолженности. Для того, чтобы ситуация не стала критичной, компании следует изменить свою кредитную политику.

Дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение, как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование основ кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.

В процессе формирования основ кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:

­ в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;

­ какой тип кредитной политики следует избрать организации.

В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

­ современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

­ общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;

­ сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;

­ потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

­ правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

­ финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;

­ финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей. В то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

Выбор типа кредитной политики компании обоснованно диктует потребность рассмотреть виды возмещения стоимости поставленной продукции (товаров, услуг).

С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть осуществлена одним из трех способов:

­ предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);

­ оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги);

­ оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:

· срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);

· стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);

· система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);

· система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);

· система предоставляемых скидок.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам:

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Факторный анализ коэффициента рентабельности денежных потоков
Одним из этапов проведения факторного анализа денежных потоков является расчет влияния различных факторов на изменение величины коэффициента рентабельности положительного денежного потока по прибыли от продаж, определяемого по формуле: Rдп(п)= PN / ДПП (11) Где PN - прибыль от продаж за анализируем ...

Проблемы организации налогового контроля за исчислением и взиманием налога на прибыль и пути их решения
Проблема повышения качества системы налогового контроля за исчислением налога на прибыль организаций, приобретает особую значимость в современных условиях, поскольку стоит задача не только выявления позитивных и негативных тенденций в развитии контроля за доходами и расходами организаций, причин сн ...

Определение характера финансовой устойчивости коммерческого предприятия
Одной из задач антикризисного управления является определение неплатежеспособных предприятий, являющихся претендентами на банкротство. Существует множество критериев оценки неплатежеспособности, которая позволяет своевременно видеть признаки надвигающегося кризиса и своевременно принимать адекватны ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.forteg.ru