Пути совершенствования управления дебиторской задолженностью

Финансовая информация » Анализ финансового состояния предприятия и пути его улучшения » Пути совершенствования управления дебиторской задолженностью

Страница 1

Вышеприведенные расчеты показали, что «узким» местом в финансовой деятельности компании является абсолютный рост дебиторской задолженности. Для того, чтобы ситуация не стала критичной, компании следует изменить свою кредитную политику.

Дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение, как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование основ кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.

В процессе формирования основ кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:

­ в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;

­ какой тип кредитной политики следует избрать организации.

В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

­ современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

­ общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;

­ сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;

­ потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

­ правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

­ финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;

­ финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей. В то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

Выбор типа кредитной политики компании обоснованно диктует потребность рассмотреть виды возмещения стоимости поставленной продукции (товаров, услуг).

С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть осуществлена одним из трех способов:

­ предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);

­ оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги);

­ оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:

· срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);

· стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);

· система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);

· система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);

· система предоставляемых скидок.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам:

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Выездная проверка
Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по: · проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательс ...

Органы управления финансами в Российской Федерации
В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой сис ...

Методика анализа использования финансовых ресурсов
Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Финансовое состояние хо ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru