Вышеприведенные расчеты показали, что «узким» местом в финансовой деятельности компании является абсолютный рост дебиторской задолженности. Для того, чтобы ситуация не стала критичной, компании следует изменить свою кредитную политику.
Дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.
В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение, как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование основ кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.
В процессе формирования основ кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:
в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;
какой тип кредитной политики следует избрать организации.
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:
современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;
потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей. В то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.
Выбор типа кредитной политики компании обоснованно диктует потребность рассмотреть виды возмещения стоимости поставленной продукции (товаров, услуг).
С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть осуществлена одним из трех способов:
предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);
оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги);
оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:
· срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
· стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
· система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
· система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
· система предоставляемых скидок.
Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам:
Другое по теме:
Необходимость реформирования системы бюджетных платежей
В целом кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов с использованием технологий единых счетов бюджетов позволило: - обеспечить соблюдение принципа единства кассы; - обеспечить внедрение единой методологии кассового обслуживания ис ...
Понятия и принципы депозитарного учета
Под депозитарным учетом (учетом депозитарных операций) понимается учет ценных бумаг с целью отражения полной и достоверной информации о ценных бумагах в разрезе их владельцев, мест хранения и применяемых к ним депозитарных операций. Ведение депозитарного учета возлагается руководством кредитной орг ...
Экономический анализ деятельности предприятия
Рассмотрим структуру и динамику продаж ОАО МКБ «Факел» (таблица 1). Таблица 1 – Динамика и структура продаж ОАО МКБ «Факел» за период с 2010 по 2012г. Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. Отклонение 2012 г. к 2010 г. абс., тыс.руб. уд. вес, % абс., тыс.руб. уд. вес, % абс., тыс.руб. уд. вес, % абс., ...