Теория и практика пенсионного обеспечения

Финансовая информация » Пенсионный фонд Российской Федерации » Теория и практика пенсионного обеспечения

Страница 1

Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в России проживает в настоящий момент свыше 38,5 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

Право российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста гарантировано Конституцией РФ (ст.7, п.2, ст. 39) /1/.

Согласно этому документу любой житель Российской Федерации имеет право на обязательную государственную пенсию, под которой понимается ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потери кормильца, а также по другим основаниям.

В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в настоящее время назначаются и выплачиваются трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим срочной службы, пенсии по инвалидности от военной травмы и от общего заболевания, участникам войн и вдовам погибших, а также в некоторые другие виды пенсий /6/. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсий:

- по старости (по возрасту);

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца;

- за выслугу лет.

Трудовые пенсии по старости на общих основаниях в соответствии с действующим законодательством устанавливаются: мужчинам – по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет, при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Отдельным категориям граждан пенсия по старости законодательно устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в отдельных случаях – и при пониженном трудовом стаже. Пенсионное законодательство содержит довольно широкий перечень категорий граждан, которым пенсия по старости назначается на льготных основаниях:

- женщинам, родившим пять или более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до восьмилетнего возраста;

- инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения;

- инвалидам 1 группы по зрению /52/.

Кроме того, в соответствии с законодательством и специальными нормативными актами Правительства РФ, которому действующим законодательством предоставлено такое право, устанавливается пенсия в связи с особыми условиями труда отдельным категориям работников, занятых:

- на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

- на работах с тяжелыми условиями труда;

- в качестве водителей городского транспорта на регулярных городских пассажирских маршрутах;

- спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и многих других работах указанных в списках работ, профессий и должностей, с учетом выполнения которых пенсий устанавливается при пониженном пенсионном возрасте.

На льготных основаниях пенсия устанавливается также в связи с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

Таким образом, пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией и посредством выполнения условий и норм, предусмотренных Законом РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации” и комплексом других сопряженных законов.

В России, как и в других странах, где в начале девяностых годов резко возросла стоимость жизни, создалась самоподдерживающаяся тенденция выравнивания размеров пенсий /32/, в соответствии с рисунком 2 суть состоит в следующем:

При нехватке финансовых ресурсов внутри пенсионной системы это приводит к их перераспределению от получателей максимальных пенсий к получателям минимальных. Как следствие снижается зависимость размера пенсии от продолжительности стажа и среднего заработка. Это еще более снижает заинтересованность в уплате страховых взносов. В результате ухудшается финансовое положение пенсионной системы. В этих условиях поддержка минимального размера пенсии приводит к уменьшению максимального, граждане считают несправедливым, назначение почти одинаковой пенсии при разном вкладе людей в развитие экономики, это приводит к ухудшению уплаты страховых взносов и цикл повторяется.

В целях поддержания уровня жизни пенсионеров и инвалидов, согласно Указам президента Российской Федерации, осуществляется ежегодная единовременная компенсационная выплата пенсионерам. В 1999 году такая выплата была осуществлена на основании Указа Президента РФ от 30.03.99 г. №391 “О единовременной компенсационной выплате пенсионерам”, её получили более 38,5 млн. пенсионеров. При этом дополнительные расходы Пенсионного фонда составили 2,5 млн. рублей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Модель Марковица
Одними из основных базовых моделей формирования портфеля ценных бумаг являются модель Марковица. Подход Г. Марковица начинается с предположения, что инвестор в настоящий момент времени имеет конкретную сумму денег для инвестирования. Эти деньги будут инвестированы на определенный промежуток времени ...

Анализ поступлений от федеральных налогов в бюджет РФ. Рекомендации и выводы по результатам анализа
В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственного управления формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление, государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономич ...

Основные принципы государственного регулирования бюджетного процесса на трехлетний период
Бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу должна быть ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов. При формировании и реализации бюджетной стратегии Правительству Ро ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.forteg.ru