Социальная оценка эффективности функции налогообложения

Финансовая информация » Социально-экономические аспекты развития предприятий и воздействие на них изменений налогообложения малого бизнеса » Социальная оценка эффективности функции налогообложения

Страница 2

Исторический спор, охватывающий более чем два столетия, о приоритетности в принципах налогообложения совершил своеобразное движение по спирали: от справедливости по А. Смиту, достаточности по А. Вагнеру, вновь к принципу справедливости в налоговых системах промышленно развитых стран конца XX века.

Дискуссионность проблем налоговой справедливости обусловлена различным пониманием её состоятельными и малоимущими слоями населения.

Понятие о справедливости в политике налогов содержит в себе ответы на два вопроса:

кто должен платить налоги;

как достигнуть уравнительности при распределении налогов между плательщиками, с помощью какого принципа пропорционального или прогрессивного.

Принцип равномерности претерпел сложную эволюцию. К началу XX века были распространены три способа обложения: налог равный, пропорциональный и прогрессивный. Первый состоял в том, что со всех плательщиков налог брался поровну, и потому противоречил принципу равномерности: если со всех берётся одна и та же сумма, то не принимаются во внимание имущественная налогоспособность плательщиков. Пропорциональным называется налог, при котором уплачивается одинаковая сумма с каждой единицы обложения, прогрессивным - налог, при котором с увеличением единицы увеличивается и ставка налога.

Несмотря на очевидную несправедливость, теория равного обложения отражала практику налогообложения в средние века в виде поголовного или подушного налога, который как весомый источник доходов государства дольше всех взимался в России. Несправедлив он потому, что подобный способ распределения должен лечь гораздо большей тяжестью на малообеспеченные слои населения, которые по своей слабости, незнанию или бедности особенно нуждаются в общественной помощи, чем на более состоятельных.

Следовательно, налоги не только финансовое явление, но и социальное. Пропорциональные налоги легче переносятся состоятельными классами, так как они ослабляют налоговый нажим по мере увеличения объекта обложения. Прогрессивные налоги задевают интересы имущих классов чувствительнее и тем больше, чем сильнее растёт прогрессия обложения. Налоговая система государства - наиболее яркое проявление соотношения классовых и групповых интересов, социальных сил, их борьба и компромиссы. Расхождение во взглядах на пропорциональное и прогрессивное обложение объясняется не только классовой принадлежностью, но и содержанием понятия платёжеспособности. Сторонники пропорционального обложения под платёжеспособностью понимали доход и имущество плательщика налога, сторонники прогрессивного обложения - такую способность, которая соизмеряется, с одной стороны с доходом и имущественным состоянием, а с другой - с лишениями и жертвами, которые должны быть одинаковыми для всех налогоплательщиков. Развитие концепции платёжеспособности, построенной с учётом имущественного положения плательщика, связано с вопросом об источнике налогов.

Среди теорий прогрессивного налогообложения выделяются теории, которые в обоснование прогрессии включают социальные мотивы, связанные с борьбой трудящихся масс за более справедливое распределение национального дохода, с их влиянием на государственную политику в области налогов.

Косвенное обложение, охватывающее прежде всего область массового потребления, непропорционально тяжело отражалось на малоимущих классах. Пропорциональные налоги не удовлетворяют этому требованию, поскольку одна и та же сумма налога возлагает на разных плательщиков неодинаковые тягости, вследствие различий между гражданами по семейному положению, состоянию здоровья и т.п. Поэтому справедливо только прогрессивное обложение. Оно тем более важно, чем более политика налогов перестаёт руководствоваться одними финансовыми соображениями, а смотрит на подати, как на средство к изменению и коренному улучшению современного экономического быта. Исчисление прогрессии не может быть свободным и независимым. Государство при обложении должно преследовать не только фискальные, но и социальные цели, смягчать неравенство, влиять определённым образом на распределение имуществ и доходов.

Известный немецкий статистик Э. Энгель (1821-1896), исследуя стоимость жизни разных классов населения Пруссии во второй половине XIX века, сформулировал экономический закон, содержащий следующие положения:

чем больше доход, тем меньше относительно процент издержек на продовольствие;

процент издержек на одежду приблизительно тот же самый при всяком доходе;

процент издержек на квартиру, отопление, освещение почти тот же самый при любом доходе;

чем более увеличивается доход, тем выше становятся расходы на товары первой необходимости [22, с.98].

У более обеспеченных в бюджете на удовлетворение необходимых потребностей больше средств не только абсолютно, но и относительно. Между тем у бедных ничего не остаётся на удовлетворение культурных, духовных потребностей.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Условие финансовой устойчивости
Финансовое состояние предприятий, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия и в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенност ...

Анализ основных нарушений налогового законодательства выявленных в ходе проведения камеральных и выездных проверок по налогу на прибыль
Наиболее часто в налоговом учете выявляются следующие ошибки: - в налоговую базу не включены доходы от реализации (доля в уставном капитале, выручка от продажи недвижимости, плата за предоставление имущества в аренду); - в налоговую базу не включены внереализационные доходы (признанные должником ил ...

Государственно-правовое регулирование иностранных инвестиций: международная и отечественная практика
Создание благоприятного инвестиционного климата во многом зависит от действующей системы приема капитала. Под системой приема капитала понимают совокупность правовых актов и институтов, регламентирующих государственную политику в части зарубежных вложений. В странах развитой рыночной экономики по о ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru