Социальная оценка эффективности функции налогообложения

Финансовая информация » Социально-экономические аспекты развития предприятий и воздействие на них изменений налогообложения малого бизнеса » Социальная оценка эффективности функции налогообложения

Страница 3

С экономической позиции принцип справедливости исходит из положения о том, что государственные налоги и расходы влияют на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и предоставляя блага другим. Бюджетная и налоговая политика должна строиться на началах перераспределения налоговых платежей между плательщиками с разными возможностями. Выработка направлений любого реформирования системы налогообложения должна происходить с учётом того, что среди плательщиков налогов присутствуют самые различные группы, которые объединены между собой по способности одинаково нести налоговое бремя.

Справедливая налоговая система не может не учитывать, что крупные промышленные предприятия и малые предприятия - это плательщики с разными возможностями и их нельзя уравнивать в части уплаты авансовых платежей налога на прибыль.

Расширение деятельности государства и быстрый рост его фискальных потребностей выдвинули задачу создания эластичной налоговой системы, которая могла дать подвижный источник доходов. Строение подоходного налога позволяет легко повышать или понижать ставки. При этом важный фактор социального характера - это развитие морального чувства относительно уплаты налогов в пользу государства. С момента введения налогов государственным властям приходилось искать источники получения средств, одновременно увеличивались социальные расходы государства, в частности, на образование и здравоохранение, что, в свою очередь, сделало более осязаемой деятельность государства для рядового налогоплательщика. Народ стал охотнее платить налоги. Эта психологическая предпосылка и была использована для развития прямого подоходного обложения, которое основано на добровольном объявлении гражданами размера своих доходов.

Развитие идеи справедливости в налогообложении выразилось в обосновании необходимости минимума дохода, свободного от налогообложения. Первоначально под минимумом существования понимали физиологический минимум, абсолютно необходимый для поддержания жизни работника и его семьи. Каждый член общества имеет право на вещи и услуги, необходимые для его существования, прежде чем удовлетворены менее важные потребности других.

Идея о неприкосновенности той части дохода, которая идёт на удовлетворение необходимых потребностей его владельца, нашла своё выражение в законодательствах всех стран, имевших подоходный налог. При повсеместном введении подоходного налога в европейских странах, США и России был установлен минимум, свободный от налогообложения, величина которого определяется в зависимости от уровня средних потребностей населения, уровня инфляции, от фискальных потребностей государства.

Повсеместное внедрение платных услуг в социальной сфере (образование, здравоохранение, получение жилья и т.п.) негативно отражается на общественном настроении населения. Принципиально важно определить влияние происходящих и нарождение новых социальных процессов на экономику и общество в целом, а также их качественное проявление. Социальная справедливость распространяется на узкий круг лиц, обладающих государственной властью. Желание платить налоги отпадает при осуществлении военных действий (политической нестабильности и отвлечением из оборота огромных человеческих, материальных, финансовых ресурсов), возможными налоговыми изменениями, отменой налоговых льгот для различных категорий налогоплательщиков (социально-экономический аспект), отсутствием государственной поддержки и социальных гарантий в связи с хроническим дефицитом бюджета страны и регионов. На развитии социальной инфраструктуры у государства нет средств и оно не предоставляет права использовать средства предприятий на эти цели, предпочитая аккумулировать денежные средства в бюджетных и во внебюджетных фондах.

Общее снижение уровня жизни населения, обострение материальных и социальных проблем в российском обществе сопровождается тенденцией увеличения удельного веса людей, противостоящих политике, проводимой государством.

Забирая у предприятия большую часть заработанных средств, государство тормозит расширенное воспроизводство, предприятие не может формировать фонды потребления и накопления, которые являются основным источником экономического и социального развития работающих, самого предприятия, общества в целом. Социальная функция государства состоит не только в справедливости налогообложения, но и в справедливости перераспределения.

В основе распределительных отношений находится определённый регулирующий социальный механизм: поведение и взаимодействие социальных групп, от которых зависит характер распределения и перераспределения благ.

Социальная область оказывает существенное влияние на функционирование и развитие экономики страны, которое реализуется через активность социально-экономических групп.

Субъективное восприятие социальной справедливости регулирует экономическое поведение людей. Уверенность в прогрессивном характере и справедливости общественного строя является важнейшим источником творческой энергии, трудовой активности и хозяйственной инициативы. И, наоборот, частые столкновения с несправедливостью, расхождением слова и дела, безнаказанностью зла, произвола порождают разочарование в общественных ценностях, что в последствии оборачивается общественной пассивностью. Ужесточая налоговый пресс, а также вводя уголовную ответственность за сокрытие налогов, государство ущемляет свободу личности человека. Законопослушным налогоплательщикам государство ограничивает финансовую свободу, изымая значительную часть денежных средств. Социальное поведение человека при этом негативно по отношению к проводимой налоговой политике, а экономически может выражаться в развитии "теневой экономики".

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Проблемы и перспективы развития системы безналичных расчетов в РФ
Несмотря на преобладание безналичных платежей в денежном обороте существует ряд проблем. Рассмотрим некоторые из них. Значительной проблемой является задержка расчетов банками, РКЦ, предприятиями. Эти задержки связаны с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежной информацией и нарушение ...

Исследование проблем управления доходами и расходами государственных внебюджетных фондов на современном этапе
доход внебюджетный управление фонд Выделение в качестве самостоятельных государственных социальных внебюджетных фондов не получило однозначной оценки в обществе. По мнению некоторых специалистов, существующая форма функционирования государственных социальных внебюджетных фондов ничем не отличается ...

Повышения качества планирования неналоговых доходов
Повышения качества планирования и эффективности администрирования неналоговых доходов обсуждены на заседании «круглого стола», который провел Комитет Совета Федерации по бюджету. Парламентарии, представители Счетной палаты РФ, федеральных органов власти и управления обменялись мнениями по вопросам ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru