Формирование и развитие финансового кризиса 2008-2009 гг. в Украине

Финансовая информация » Формирование и развитие финансового кризиса 2008-2009 гг. в Украине

Страница 1

Украина как независимое государство более тринадцати лет из своей восемнадцатилетней истории находится в различного рода кризисах. Страна уже перенесла один финансовый кризис долговой природы в 1998-1999 гг. и, начиная со второй половины 2008 г., одновременно переживает очередной финансовый и экономический кризис, сопровождающийся снижением уровня жизни населения в результате глубокой рецессии в экономике. Однако пока имеющийся 40-50-процентный уровень теневого сектора экономики Украины позволяет не допустить резкого падения уровня жизни населения и, как результат, не наблюдается массовых протестных выступлений. Они сдерживаются также и тарифной политикой правительства, ограничивающей, например, тарифы на использованный газ, и выполнением со стороны правительства обязательств в части выплаты пенсий и заработной платы, что в целом вынуждает его вести активную внешнюю политику заимствований, а также использовать их национальные ресурсы.

Как известно, главной отличительной особенностью финансового кризиса 1998-1999 гг. была чрезмерная активность государства на долговом рынке с целью финансирования дефицита бюджета. Ключевую роль в этом процессе играли нерезиденты и Национальный банк Украины. Кризис 1998—1999 гг. закончился спадом экономики, девальвацией национальной валюты, оттоком из страны средств нерезидентов, купивших государственные ценные бумаги, и созданием в результате девальвации запаса ценовой конкурентоспособности украинской экономики. Используя благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру того времени, а также освободившиеся в результате трансформационного спада в 1992—1997 гг. ресурсы мощностей, располагая запасом ценовой конкурентоспособности, экономика Украины начала расти темпами более 7% (в среднегодовом исчислении) вплоть до середины 2008 г.

Во второй половине 2008 г. начался резкий спад промышленного производства, строительства, ускорилась инфляция, резко обвалился курс национальной валюты, что вызвало панику среди населения, начавшего массово изымать из банков свои сбережения. Аналогичные процессы продлились и в первой половине 2009 г., что предопределило общее падение ВВП в 2009 г. в размере 15% (и, в частности, промышленного производства - на уровне 21,9%), что позволяет утверждать об ожидаемом выходе экономики Украины на докризисный уровень 2008 г. лишь к 2015 г.

В целом нынешний кризис в Украине вызван, как и многие другие кризисы в мире, чрезвычайно высокими темпами роста кредитов. Если в 2004 г. их величина составила 25,7% ВВП, то уже в 2008 г. она достигла 77,3% ВВП при ежегодном росте в 2005-2008 гг. более чем на 65-74%. Кредитный бум в экономике Украины имел свои структурные особенности, усугубившие последствия кризиса. Во-первых, это - чрезвычайно высокие темпы роста кредитования физических лиц, во-вторых, увеличение, начиная с 2004 г., удельного веса кредитов в иностранной валюте, который по итогам 2008 г. в целом достиг 59,1 %, в том числе для физических лиц — 65,8% и для юридических -51,1%, тогда как при стремительной динамике еще в 2005 г. соответствующий показатель составлял лишь 35,6%. Это было результатом политики фиксированного валютного курса, которой придерживался Национальный банк Украины. Он даже допустил в данный период некоторую ревальвацию курса, хотя все это время инфляция в стране имела тенденцию к ускорению, достигнув, по итогам 2008 г, 22%. В-третьих, важной структурной особенностью был рост удельного веса долгосрочных кредитов внутри страны (паже в неблагополучном 2008 г., когда во второй его половине начали проявляться признаки кризиса, удельный вес кредитов, выданных на срок более 5 лет, возрос на 5,1 процентного пункта и составил 31,8%, причем в структуре потребительских кредитов этот показатель достиг 86,5%, а в кредитах на приобретение, строительство и реконструкцию недвижимости — 92,4%) при относительно краткосрочных внешних займах банковского сектора, увеличившихся за 2005-2008 гг. в 14,8 раза и сформировавших 38,8% консолидированного внешнего долга Украины. Все это предопределило глубину банковского кризиса в Украине вследствие кредитного сжатия для украинских заемщиков на внешних рынках на фоне глобального финансового кризиса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Пути и направления совершенствования государственного бюджета и бюджетной системы Республики Беларусь
Система межбюджетных отношений в Республике Беларусь во многом определена сложившимся административно-территориальным делением, которое не изменилось со времен распада Советского Союза. Наиболее общие принципы административно-территориального деления предопределили общие подходы к построению местны ...

Механизм бюджетного финансирования
Механизм бюджетного финансирования (англ. budgetary mechanism) - составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и ...

Методы и типы монетарного регулирования
Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномо­чий Центрального банка. Государство может использовать как прямые (администра­тивные),так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. К административ ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.forteg.ru