Формирование и развитие финансового кризиса 2008-2009 гг. в Украине

Финансовая информация » Формирование и развитие финансового кризиса 2008-2009 гг. в Украине

Страница 2

Основной особенностью кризисного 2009 г. стало абсолютное сокращение всех кредитов на 2,1%.

Таким образом, кредитная экспансия и фиксированный курс были теми процессами, которые предопределили достаточно глубокий кризис в банковской сфере. Однако основные причины кризиса не исчерпывались указанными.

Из других макроэкономических особенностей периода 2005—2008 гг., значительно повлиявших на состояние дел в экономике Украины накануне глобального финансового и экономического кризиса, достигшего к концу 2008 г. и Украины, можно и необходимо выделить следующие.

Условия для будущей нестабильности в значительной мере создавались со стороны бюджета, из которого изрядно тратилось денег на различного рода социальные программы в процессе борьбы за голоса избирателей, ибо все это время страна находилась в перманентном избирательном процессе. Период 2005-2008 гг. характеризовался весьма значительными изменениями в структуре расходов консолидированного бюджета Украины. В частности, на оплату труда и трансферты населению расходовалось более 50% бюджетных средств, тогда как в 2000-2002 гг. этот показатель не превышал 38%. Если проследить динамику индекса потребительских цен и оплаты труда населения, то мы увидим их взаимосвязь. Это позволяет однозначно утверждать, что первопричиной ускорения инфляции в указанный период были структурные изменения в расходовании средств бюджета на цели поддержания платежеспособного спроса населения.

Удовлетворить и поддержать ускоряющийся спрос и, соответственно, заработать на этом смогли главным образом иностранные кредиторы и производители импортной продукции, поскольку удовлетворить его за счет внутренних ресурсов при имеющейся динамике экономики национальным производителям было не под силу. Поэтому не удивительно, что одной из важнейших составляющих кризиса в Украине стал кризис платежного баланса — дефицит счета текущих операций, покрывающийся в основном за счет краткосрочных внешних займов. Согласно данным компании "Sigma Bleyzer", работающей в Украине уже много лет, к началу кризиса долг достиг величины, превышающей уровень международных резервов НБУ. Краткосрочный внешний долг Украины состоял из 26 млрд. дол. краткосрочных внешних обязательств банковского сектора и сектора нефинансовых корпораций, а также из части долгосрочного долга, который по остаточным срокам погашения необходимо классифицировать как краткосрочный долг. В данном случае краткосрочный долг в 2009 г. в сумме достиг 45 млрд. дол., на 30% превысив международные резервы НБУ, что угрожает разворачиванием серьезного кризиса не только в банковской системе, но и во всей экономике. В этом кроется глубинная причина обращения Украины в 2008 и 2009 гг. за помощью к МВФ. Ситуацию в целом в 2009 г. удалось удержать в относительной стабильности благодаря займам, осуществленным Украиной в МВФ, а также реструктуризации около 70% долгов в основном корпоративного и банковского секторов.

Динамика предложения денег в экономике (на уровне 80-90%) определялась выкупом Национальным банком иностранной валюты, которая поступала в страну преимущественно не в результате превышения экспорта над импортом, а благодаря заимствованиям, источник которых всегда в какой-то момент исчерпывается. Рост экономики в этот период на 80-90% определялся внешними заимствованиями, стимулирующими внутреннее потребление.

Таким образом, можно утверждать, что стимулирующая денежно-кредитная и бюджетная политика в 2005-2008 гг., хотя и способствовала экономическому росту и повышению уровня жизни населения, имела нездоровую финансовую основу, так как Украина непродуктивно тратила средства на потребление, что привело к росту инфляции. Модернизация же и инновационное обновление экономики в массовом масштабе не осуществлялись. Деньги тратились на поддержание темпов роста среднемесячной заработной платы при значительно отстающих от них темпах повышения производительности труда (см. табл.1).

Таблица 1- Опережение темпами роста среднемесячной заработной платы темпов роста производительности труда в 2001-2008 гг. (процентные пункты)

Показатель

Годы

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Уровень опережения

15,8

7,7

2,1

13,4

26,5

15.8

13,9

28,2

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Источники информации для отбора налогоплательщиков
Налоговые органы на практике используют ряд критериев для отбора организаций для включения в план выездных налоговых проверок, предназначенных для служебного пользования. Например, при планировании выездных налоговых проверок приоритет отдается организациям, в которых часто меняется руководство (см ...

Модель пенсионной системы Российской Федерации
Независимо от типа пенсионной системы (пенсионного законодательства) все население страны можно разделить на следующие категории[13]: · плательщики пенсионных взносов; · получатели пенсии (пенсионеры); · прочие лица, то есть люди, не платящие взносы и не получающие пенсию, например дети, студенты, ...

Правовые основы деятельности бюджетных учреждений
Общее понятие учреждения как одного из видов некоммерческих организаций дается в п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческог ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru