Формирование и развитие финансового кризиса 2008-2009 гг. в Украине

Финансовая информация » Формирование и развитие финансового кризиса 2008-2009 гг. в Украине

Страница 3

Самым главным отрицательным эффектом этого стало значительное снижение запаса ценовой конкурентоспособности экономики Украины. Индекс номинального обменного курса по итогам 2008 г. и особенно до апреля 2009 г. возрос и обогнал за 4 месяца 2009 г. индекс потребительских цен (ИПЦ). Итоги 2008 г. показали, что накопительная динамика индекса номинального обменного курса практически сравнялась с индексом потребительских цен (см. рис. 1).

Регулярно проводимые в Институте экономики и прогнозирования НАН Украины оценки динамики и уровня ценовой конкурентоспособности свидетельствуют, что инфляция, по сути, была главной причиной снижения ценовой конкурентоспособности экономики Украины (см. рис. 2). По итогам ноября 2009 г., инфляционная составляющая обусловила снижение ценовой конкурентоспособности на 44%, а курсовая - рост на 60,9%. В этом проявился эффект обесценения доллара за время наблюдений, что и предопределило возможности ускорить во II половине 2009 г. рост экспорта в сравнении с импортом и улучшить показатели текущего счета платежного баланса с -12,9 млрд. дол. в 2008 г. до -1,5 млрд. дол.

Рис. 1. Накопительная динамика индексов потребительских цен и обменного курса в 2007-2009 гг., в % к декабрю 2006 г.

Рис. 2. Динамика ценовой конкурентоспособности в разрезе отдельных составляющих

Как и следовало ожидать, на фоне кризиса в мировой экономике и резкой девальвации национальной валюты, значительно снизился импорт и в несколько меньшей степени - экспорт. Это улучшило показатели торгового баланса, однако по капитальному счету платежного баланса ситуация продолжает оставаться достаточно напряженной, ибо в 2009 г. происходил отток иностранной валюты. В 2010 г. объем средств, подлежащих выплате за рубежом, составляет около 30 млрд. дол. Это превышает наличные резервы, и без возобновления сотрудничества с МВФ, а также без реструктуризации долгов обслужить их невозможно, следовательно, удержать стабильность будет трудно, поскольку возможный приток иностранных инвестиций будет сдерживаться политической нестабильностью и отсутствием бюджета на 2010 г.

Если для урегулирования платежного баланса еще существуют некоторые автоматические механизмы стабилизации (через девальвацию и, как результат, улучшение торгового баланса), то борьба с банковским кризисом требует взвешенной государственной стратегии. Анализ свидетельствует, что до сих пор в банках Украины одной из самых насущных задач, требующих безотлагательного решения, является накопление проблемных кредитов.

Каковы же стратегия и тактика государства по урегулированию банковского кризиса? Прежде чем дать им оценку, следует отметить значительную роль политики самого Национального банка Украины в разворачивании банковского кризиса. Во-первых, НБУ своевременно (в 2007-2008 гг.) не отреагировал на непропорционально высокое наращивание кредитования и его структурные диспропорции, об опасности которых неоднократно предупреждали независимые эксперты, в том числе и автор данной публикации. Во-вторых, стратегической ошибкой НБУ была его позиция в части значительного расширения присутствия иностранных банков в банковской системе Украины. Дочерние банки, не имея серьезных ограничений по ресурсам, расширяли потребительское кредитование, прежде всего на приобретение импортных товаров. Это результат продуманных совместных действий иностранного банковского и корпоративного бизнеса по продвижению импорта в Украину. Кроме того, удельный вес государственных банков, осуществляющих кредитную деятельность без поддержки со стороны правительства, постоянно падал, что не позволяло создавать конкуренцию на рынке банковских услуг.

В данный момент принимаются весьма стандартные и неэффективные меры стабилизации, среди которых: формальное продление сроков проблемных кредитов, ослабление требований к оценке "плохих" кредитов и т. д. В целом логика борьбы с банковским кризисом в Украине довольно противоречива. Национальный банк, не имея стратегии решения проблем банков в зависимости от характера первых, требующей подходов, основанных на идеологии реструктуризации и санации системы, занял позицию спасения всей системы, что в принципе невозможно осуществить. Банки-должники не становятся банкротами, и со стороны НБУ поддерживается их ликвидность, хотя значительная часть банков, в том числе с иностранным капиталом, получила достаточно высокие прибыли, участвуя прежде всего в процессе потребительского и строительного кредитования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Определение экономической эффективности внесенных предложений
Исходные данные для расчета экономической эффективности предлагаемых мероприятий представлены в таблице 3.1. Таблица 3.1 Исходные данные для расчета экономической эффективности предлагаемых мероприятий Показатели Годы Изменение, (+,-) Темп изменения,% 2007 2008 1.Среднегодовое количество действующе ...

Налоговые вычеты
Сумма доходов, полученная работником организации, может быть уменьшена на установленные Налоговым кодексом РФ налоговые вычеты. Налоговый вычет – это денежная сумма, уменьшающая доход работника при исчислении НДФЛ. Виды и размер налоговых вычетов определены в статьях 218 – 221 НК РФ. Налоговые выче ...

Разработка финансового плана
Понятие "финансовая работа на предприятии" включает в себя своевременное и полное обеспечение предприятия финансовыми ресурсами для удовлетворения его воспроизводственных нужд, активной инвестиционной деятельности и выполнения всех его финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой слу ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.forteg.ru