Формирование и развитие финансового кризиса 2008-2009 гг. в Украине

Финансовая информация » Формирование и развитие финансового кризиса 2008-2009 гг. в Украине

Страница 5

Однако следует иметь в виду, что уже при курсе валюты в 9 грн. за 1 дол. и все еще нестабильной экономике, когда не ожидается бурного экономического роста, финансовое положение физических и юридических лиц, имеющих валютные обязательства в банках, будет весьма трудным. Несостоятельность этих плательщиков обусловит расширение возможностей банкротств украинских банков. Кроме того, ожидать значительного эффекта от роста экспорта не следует, так как продолжающийся политический кризис будет мотивировать экспортеров не возвращать экспортную выручку.

Какие действия государства в данной ситуации возможны и необходимы в кратко- и долгосрочной перспективе? Для стабилизации ситуации в бюджете и пенсионном фонде в 2010 г. следует предусмотреть целый ряд изменений, направленных на максимально возможное сокращение льгот отдельным категориям населения, а также на рационализацию выполнения государством своих обязательств по ряду общегосударственных функций относительно управленческих расходов и на сокращение общегосударственных и региональных государственных программ, на изменение подходов в налоговой системе - в части роста налогов на богатство, роскошь, сверхдоходы, собственность и т.д. Следует сокращать нерациональные расходы бюджета, доведя его дефицит в 2010 г. до 3-3,5% ВВП. Это будет способствовать стабилизации.

Что касается урегулирования банковского кризиса, то государство не должно допустить появления в 2010 г. в Украине еще одного источника социальной напряженности, которых и так достаточно. Речь идет о населении, имеющем депозиты в банках. Поэтому необходимо продолжить усилия по привлечению займов под гарантии правительства во Всемирном банке и МВФ для реструктуризации банковской системы и получения контрольных пакетов ряда коммерческих банков, которые надо органично объединить с имеющимися государственными банками.

Вместе с тем попытки спасти всю банковскую систему за счет государства, как показывает опыт Венесуэлы и Мексики, обречены на неудачу. Поэтому курс на то, чтобы вместо имеющихся 180 банков было создано 50-60 с надлежащей капитализацией, — это оправданная стратегия. Что касается "плохих" кредитов, то политика Национального банка Украины по формальному их продлению только отодвигает, а не решает проблемы. НБУ крайне необходимо реализовать ряд мер, обеспечивающих выполнение условий залога по кредитам рефинансирования коммерческих банков, выданным ранее и осуществляемым в настоящее время и в будущем, поскольку многие из банков не планируют возвращать взятые ресурсы, а пролонгация кредитов усугубляет ситуацию в перспективе. При этом валютный контроль должен быть реализован в полной мере, включая наказание тех, кто потратил средства рекапитализации на конвертацию и вывод валюты за рубеж. Снижение в небольшом размере ставки рефинансирования в 2009 г. должно быть продолжено и доведено до уровня, когда именно данная ставка, а не приток валюты, будет регулятором денежного предложения. При этом ставки по кредитам следует увязать со ставкой рефинансирования, с величиной процентной маржи.

При решении вопроса о пополнении капитала банка за счет бюджетных средств важно установить, каким образом обеспечить эффективный контроль за использованием этих ресурсов. Пока системы и банковского надзора, и рекапитализации банков с участием государства работают с очень большими издержками. А отсутствие ясных сведений о реальных владельцах банков обусловливает отсутствие информации о возможностях пополнения капиталов банков со стороны частного бизнеса, поэтому нет информационной базы для принятия правильных решений.

Также необходимо введение контроля за движением капитала и выплатой иностранных займов в национальной валюте, что вызовет достаточно сильное сопротивление со стороны банков с иностранным капиталом, поскольку выданные ими займы будут почти экспроприированы. Такая, достаточно жесткая, идея была высказана на страницах журнала "The Economist", но, поскольку речь идет о стабилизации национальной экономики, это более важно, чем опасения иностранных банков, заработавших до кризиса в странах, подобных Украине, наибольшую часть своей прибыли. Такого же мнения придерживается, в частности, известный венгерский экономист Л. Бокрош, высказавший подобную идею во время дискуссии по проблемам кризиса в Институте экономики и прогнозирования НАН Украины в начале 2009 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Критерии оценки результативности и эффективности контроля, проводимого налоговыми органами
Во всех странах имеются субъекты, которые путем искажения данных отчетности и неуплаты налогов (сборов) стремятся снизить налоговую нагрузку. Также в деятельности налогоплательщиков нередко возникают ошибки, приводящие к занижению налоговых платежей [5]. Поэтому основной проблемой всех государств в ...

Понятие налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых органов
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские орга ...

Государственно-правовое регулирование иностранных инвестиций: международная и отечественная практика
Создание благоприятного инвестиционного климата во многом зависит от действующей системы приема капитала. Под системой приема капитала понимают совокупность правовых актов и институтов, регламентирующих государственную политику в части зарубежных вложений. В странах развитой рыночной экономики по о ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru