Финансовая устойчивость - это способность предприятия развиваться преимущественно за счет собственных источников финансирования. Анализ финансовой устойчивости на определенную дату (конец квартала, года) позволяет установить, насколько рационально предприятие управляет собственным и заемным капиталом в течение периода, предшествующего этой дате.
Для получения более подробной информации об имущественном положении предприятия и результатах по его деятельности за отчетный период, а также о планируемых путях развития и возможностях их реализации, пользователи бухгалтерской отчетности должны располагать необходимыми дополнительными сведениями, которые представляют собой:
1) динамику наиболее важных для оценки финансового положения показателей отчетности;
2) методику расчета основных финансово-экономических характеристик хозяйственной деятельности и выполненные расчеты указанных коэффициентов за истекший год, результаты расчетов за предыдущие отчетные периоды.
Показатели отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала образуют динамические коэффициенты, характеризующие прибыльность или убыточность предприятия, характер изменения финансового положения предприятия за несколько отчетных периодов. К динамическим коэффициентам относятся: коэффициенты рентабельности, коэффициенты оборачиваемости, показатели деловой активности.
Рассчитываемые по данным баланса коэффициенты являются статическими, показывают сложившиеся уровни активов и обязательств на отдельно взятый момент времени.
Анализ финансовой устойчивости по абсолютным показателям представлен в Приложении Д.
В системе показателей эффективности деятельности предприятий важнейшее место принадлежит рентабельности.
Рентабельность -
относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Для проведения анализа составим таблицу.
Анализ показателей платежеспособности представлен в таблице 13.
Таблица 13 - Анализ показателей рентабельности
Наименование показателей |
Единицы измерения |
2009 |
2010 |
2011 |
Темпы роста, % | |
2010/2009 |
2011/2010 | |||||
Выручка от реализации |
Тыс. руб. |
263543 |
378895 |
453625 |
143,77 |
119,72 |
Себестоимость реализованной продукции, (работ, услуг) |
Тыс. руб. |
255, 201 |
381,380 |
473,833 |
149,44 |
124,24 |
Прибыль (убыток) от продаж |
Тыс. руб. |
8342 |
2485 |
20208 |
29,79 |
813, 20 |
Чистая прибыль (убыток) |
Тыс. руб. |
2554 |
1519 |
15984 |
59,5 |
1052,27 |
Стоимость внеоборотных активов |
Тыс. руб. |
68084 |
80329 |
96016 |
117,98 |
119,52 |
Стоимость оборотных активов |
Тыс. руб. |
62336 |
71740 |
78459 |
115,08 |
109,36 |
Рентабельность основной деятельности |
% |
8,81 |
9,36 |
65 |
106,24 (9,36-8,81=0,55п. п.) 0,55п. п. |
694,44 (65-9,36=55,64 п. п.) |
Рентабельность основного капитала |
% |
20 |
22 |
1 |
110 (22-20=2п. п.) |
22 (1-22= - 21п. п.) |
Рентабельность оборотного капитала |
% |
22 |
25 |
1 |
113 (25-22 = 3 п. п.) |
25 (1 - 25= - 24 п. п.) |
Рентабельность производства |
% |
13 |
13 |
3 |
1 (13-13=0 п. п.) |
23,07 (3-13= - 10 п. п.) |
Другое по теме:
Факторы, влияющие на повышение рентабельности и финансовой стабильности
Основные способы (методы) планирования прибыли от реализации товарной продукции: 1. Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте (или номенклатуре выпускаемой продукции. Сущность его заключа ...
Виды финансирования и финансовая стратегия
Любое предприятие (бизнес) начинается с денег. Индивидуальные и институциональные инвесторы, вкладывая средства в компанию, рассчитывают на получение дохода в будущем. В обмен на инвестиции они получают формализованные (или неформальные) права требования, позволяющие участвовать им в распределении ...
Формы стоимостных отношений, не относящихся к денежным
Здесь мы рассмотрим формы стоимостных отношений не относящиеся к денежным или форме ценных бумаг. Речь пойдет о факторинге, трасте, лизинге, клиринге, бартере, операциях с драгоценными металлами и драгоценными камнями, франчайзинге. Первостепенное значение имеет привлечение стоимости в систему фина ...